Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Social Business без лишних затрат



Мы часто пишем о Social Business, о том, как должны работать настоящие «социальные» компании –как вовлекать сотрудников, как мотивировать их, организовывать совместную работу и т.д.

Сегодня мы расскажем об этом на примере. Причем, на нашем, российском. Не поверите, у нас действительно есть компания, которую можно с полной уверенностью назвать именно «социальной». И все вы ее знаете – это «Яндекс».

Все хотят работать в Яндексе

«Яндекс» - один из самых популярных HR-брендов в России. А уж среди ИТ-компаний, пожалуй, лидер. Компания растет очень быстро, за год число сотрудников увеличивается примерно на 1000 человек . При этом руководству компании удается не только управлять такой огромной структурой, но и поддерживать командный дух, уникальную корпоративную культуру, которая мотивирует сотрудников подчас даже больше, чем материальные вознаграждения, льготы и соцпакеты.

Яндекс – довольно открытая, дружелюбная компания. Сотрудники общаются вне компании без каких-либо ограничений: выступают на конференциях, рассказывают о компании и продуктах в своих блогах и социальных сетях. При этом в интернете не найти какого-то негатива о компании, написанного ее сотрудником в порыве обиды на руководство, например.

Как удается держать такое количество сотрудников в рамках корпоративной культуры? На самом деле, все просто – это достигается за счет хорошо налаженных, удачно выстроенных корпоративных коммуникаций. Именно они являются той основой, тем «клеем», который объединяет всех, кто работает в «Яндексе» в одно целое, в единый организм.

Внутрикорпоративные коммуникации подразумевают не только формальное общение, обмен информаций внутри рабочих групп распространение официальной информации по всем сотрудникам. На практике – это гораздо больше: поиск идей и их обсуждение, взаимопомощь, участие в различных проектах, сплочение команды, уважение к компании, гордость за создаваемые продукты.

И именно это позволяет нам считать Яндекс социальной компанией, Social Business именно в том смысле, как его трактуют западные эксперты – компанией, социальной во всех направлениях, с четкими внутренними коммуникациями, с успешным присутствием в общих социальных сетях. Компанией, которая активно использует социальные инструменты и внутри, и для общения и взаимодействия с внешним миром – с клиентами, партнерами, пользователями.

А не попробовать ли нам?

Началось все три года назад, когда в компании возникла идея клонировать блогохостинг «Я.ру» во внутреннюю сеть компании, чтобы создать площадку для внутренних коммуникаций.

По словам руководителя отдела внутренних сервисов «Яндекса», Константина Коломейца, «в компании, где работает около 5000 человек, многих из которых можно назвать гиками, постоянно возникают самые разные идеи. Некоторые из них «выстреливают» - это случилось и с идеей создать внутрикорпоративную сеть по образу блогохостинга».

Предпосылки к успеху, конечно же были. Офисы компании расположены в 6 странах, и решение, которое упрощает общение, было встречено с интересом.

С тех пор пошло уже три года, и сеть, которую сотрудники ласково называют «Этушкой», стала популярным коммуникационным инструментом в компании.

По сути, это все та же блогоплощадка, правда, интегрированная с внутренними сервисами – авторизацией, профилями сотрудников, корпоративной Wiki.

В ней есть личные блоги сотрудников, есть сообщества, называемые клубами. Есть клубы посвященные сервисам, отделам, технологиям, по интересам. В ленте пользователя отображаются сообщения тех пользователей или клубов, на которые он подписан. Понравившиеся сообщения или комментарии можно «лайкнуть» или поделиться ими у себя в дневнике. Количество лайков определяет рейтинг сообщения, самые популярные, как и следует, выводятся в топ ленты.

Никаких современных ухищрений, типа бейджей, благодарностей и т.д. в «Этушке» нет. Правда, недавно появилась кнопка «Осудить». Используется она не часто, например в тех случаях, когда в топ выбивается не очень актуальный пост с большим числом комментов, которые уже давно перестали соответствовать теме.

Такой неспешный, эволюционный характер развития объясняется просто – новые функции прикручиваются только тогда, когда они реально нужны, а не для эксперимента или по настоянию руководства.

Свобода самовыражения

Как же удается компании решать задачи внутренних коммуникаций с помощью такого простого инструмента? Пожалуй, дело не столько в технике, сколько в самом подходе к вопросу. ИТ-специалисты – разработчики, программисты, дизайнеры являются «носителями технологий», обладают уникальными знаниями в определенной сфере. И задача компании – подтолкнуть их не только к общению с коллегами, но и к передаче этих знаний вовне, пользователям.

Именно поэтому «Этушка» - не только средство совместной работы, мозговых штурмов и обсуждений проектов для маркетологов и пиарщиков. Это еще и инструмент вовлечения сотрудников в жизнь и работу компании.

В компании есть множество самых разных примеров использования Этушки именно для привлечения к проектам специалистов из различных подразделений. Любой мозговой штурм – например, подготовка мероприятия – влечет за собой подключение к участию не только специалистов отдела маркетинга, но и разработчиков, особенно, если они – целевая аудитория готовящегося проекта. Их опыт, идеи, нетривиальный подход, часто оказываются очень полезными. Во внутренней сети компании можно получить любые советы, ответы на любые вопросы.

Однако не все сотрудники настолько открыты, чтобы поддерживать идею общения в публичных социальных медиа. Чтобы вовлечь разработчиков в общение внутри компании, и уж тем более, с внешним миром, в компании регулярно проводятся внутренние мероприятия, где слушателям рассказывают о пользе соцсетей в продвижении продуктов «Яндекса». Это довольно эффективный метод и со временем люди начинают сами проявлять инициативу в продвижении каких-то идей, разработок.

В «Яндексе» вообще предпочитают рассказывать о технологиях не от лица компании, а через сотрудников и в социальных медиа. У этого подхода даже есть свое название - «Персонализация технологий». И здесь снова на помощь приходит «Этушка». У каждого пользователя есть свой профайл во внутренней сети, где чаще всего указаны аккаунты во внешних соцсетях – Фейсбуке, Твиттере.
Анонсируя какой-либо проект в соцсетях, ответственный всегда может обратиться к нужному сотруднику с просьбой рассказать о нем, например, указать его твиттер или аккаунт в Фейсбуке в анонсе.

Есть сотрудники, которые относятся к такой практике с сомнением. С ними приходится общаться лично, пояснять, что это не так страшно, как может показаться. В результате многие втягиваются, им становится интересно быть такой публичной частью Яндекса.

Но часто приходится решать и такую проблему, как профиль сотрудника во внешней социальной сети. В Яндексе выбрали самый оптимальный путь – не навязывать корпоративных рамок и решать вопрос в диалоге.

Если человек – высококлассный специалист, признанный эксперт в своей области, если у него толпы читателей, в Яндексе всегда готовы пойти на компромисс и принять потребность такого сотрудника в самовыражении. Поэтому не существует строгих правил о том, например, что сотрудник должен писать о себе в профайле соцсети. Если он хочет называться как-то особенно, ему этого никто не запретит. В результате многие сотрудники Яндекса готовы к персональному общению с пользователями, и делают это с удовольствием.

Разумеется, есть в компании внутренние документы рекомендательного характера, регламентирующие такие вопросы, как поведение в социальных сетях, ведение личных блогов и т.д. В них говорится о том, что сотрудник, пришедший в компанию, становится частью большой семьи. И все его слова, написанные в блоге, Фейсбуке, Твиттере могут с какой-то долей вероятности сказаться и на имидже компании. Если человек ведет какой-то личный блог с намеком на его рабочую деятельность, нужно с осторожностью относиться к тому, что там написано в отношении компании, или партнеров компании и т.д.

Тем не менее, явного негатива о компании от лица ее сотрудников в соцсетях практически нет. Так или иначе, все читают друг друга и могут отследить, когда что-то не так. И если вдруг появляется какое-то недовольство, вопрос решается именно общением с человеком, беседой с ним.

От коммуникаций к социализации

Разумеется, Этушка помогает не только привлекать сотрудников к общению вовне и тем самым часто анонсировать многочисленные мероприятия без всяких затрат на рекламу.

С помощью внутренней сети успешно решаются и вполне обыденные задачи – сплочение коллектива, объединение самых разных групп, поддержание командного духа.

Так, например, с помощью небольших дайджестов сотрудникам рассказывают о том, что происходит в компании, какие новые проекты запускаются в разных отделах. И многие иногда с интересом узнают о том, что в соседнем департаменте произошел какой-то запуск, какое-то событие, подписываются на эти дайджесты, приходят к коллегам с советами и идеями по улучшению проекта. В компании вообще принято «болеть» за чужие проекты.

Сотрудники Яндекса часто посещают всевозможные зарубежные мероприятия, встречаются с инициативными группами, посвященными их интересам, их специализации (разработка, HR, маркетинг – не важно). Каждый сотрудник анонсирует это мероприятие, которое он посетил, собирается небольшой семинар, где автор рассказывает о новых трендах, людях, инициативах, проектах и т.д. Для этих целей создан даже специальный раздел, где пользователи выкладывают видеозаписи, фотографии, и рассказы о своих докладах.

«Этушка» – это средство донесения до сотрудников информации о компании, достижениях и т.д. Часто это не только официальная информация, но и отзывы обычных пользователей Яндекса о различных сервисах.

Сейчас «Этушка» самый массовый коммуникационный канал, несмотря на то, что 3 года назад проект запускался just for fun, как и многие другие идеи в компании. Жизнь во внутренней сети кипит, как в обычной блогосфере – есть свои мемы, свои тысячники, интересные посты набирают «лайки» читателей и выходят в топ.

Самое показательное в истории Этушки и Яндекса – это естественное развитие событий. Компании не пришлось внедрять дорогостоящих систем с разнообразным функционалом. Простое решение, открытость людей, командная работа – вот основные слагаемые успешных внутренних коммуникаций. Для принятия Этушки в качестве социального инструмента достаточно было внутреннего понимания самих коммуникаций, понимания смысла и конкретных задач взаимодействия сотрудников.

Лучшие статьи по теме

Комментарии