Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки
  • Главная
  • Интранет
  • Практикум социального садоводства: как вырастить здоровые сообщества?

Практикум социального садоводства: как вырастить здоровые сообщества?



Сообщества, они же рабочие группы, они же командные сайты, как правило, не имеют привычки самостоятельно развиваться и наращивать активность. Тщательное планирование и последовательная скрупулезная работа - вот что поможет обеспечить нужный уровень вовлеченности и интенсивное развитие сообществ в вашем социальном интранете.

Сегодня мы поговорим о различных типах сообществ и рассмотрим несколько полезных приемов по управлению сообществами практиков и сообществами по интересам в социальных интранетах.


Что такое хорошее онлайн-сообщество?

Перед тем как перейти к детальному разбору приемов, надо определиться, что мы имеем в виду под «хорошими сообществами».
«Хорошим» онлайн-сообщество делают примерно те же факторы, что отвевают за успешность любого сообщества в реальной жизни:

  • Общие интересы;
  • Лидер;
  • Люди (подходящие и опять же хорошие!);
  • Участие членов группы в общей работе;
  • Наличие последовательного плана действий;
  • Контент, релевантный и полезный для всех членов группы;
  • Необходимая доля развлечений и веселья.
Наш список вполне наглядно показывает, что никакой секретного рецепта здесь нет. Немного планирования, последовательности и увлеченности общим делом – все это довольно очевидные вещи.


Популярные сорта сообществ

В корпоративных социальных интранетах наиболее распространены 4 типа групп.

Остановимся поподробнее на каждом типе и укажем основные различия между ними, потому что именно различия будут диктовать характер и содержание работы, необходимой для формирования вовлеченности.

  1. Бизнес-подразделения или системообразующие группы. Сплоченные команды людей, которые изо дня в день работают друг с другом напрямую. Члены таких команд объединены общими стратегическими целями. Роли и компетенции в коллективе определены и четко очерчены. Чаще всего у них один и тот же руководитель.
  2. Проектные команды. Как и в предыдущем случае, члены проектных команд контактируют очень близко, имеют общие цели - цели проекта и хорошо знают свои роли. Однако их взаимные связи уже не так сильны. Члены подобных команд могут иметь различные цели вне проекта. Обычно они сильнее привязаны к своим основным группам и руководителям, чем к самому проекту.
  3. Сообщества практиков. Это более свободные и открытые группы, в основе которых лежит скорее обмен информацией и обучение, нежели работа, дающая материальные результаты. Хотя у членов группы есть общие личные цели в плане обучения и демонстрации своих знаний, у них нет единых рабочих задач. Кроме того, члены сообщества практиков не работают вместе и на ежедневной основе. Фундаментом сообщества обычно являются некие значимые для бизнеса темы, идеи или проблемы. В них входят люди, которые занимают сходные роли, но находятся в разных точках пространства или работают в разных проектах.
  4. Сообщества по интересам. Это самый простой тип групп, хотя именно сообщества по интересам обладают наивысшим потенциалом формирования вовлеченности. Группы по интересам похожи на сообщества практиков, однако в них отсутствует жесткая привязка к бизнес-ролям. Это наиболее открытый тип сообществ. Здесь нет общих рабочих целей. Привязанность к группе формируется на базе персональных эмоциональных связей. Сообщество по интересам могут объединять какие-то рабочие моменты, а также просто общие хобби, развлечения, личные темы.

Типичные болезни сообществ


Как вы можете видеть, между относительно закрытыми сообществами бизнес-подразделений, проектных групп и более открытыми сообществами практиков и групп по интересам есть довольно заметные различия.

Эти различия формируют вполне конкретные вызовы:
  1. Польза и быстрый результат. Поскольку сообщества вещь опциональная и обычно больше ориентированная на обучение, нежели на немедленный результат, у них бывают проблемы с наращиванием полезного потенциала.
  2. Конкурирующие приоритеты. Если начальник требует от вас срочно закончить отчет, где вы возьмете время на участие в обсуждении, которое не решит здесь и сейчас вашу неотложную и вполне ощутимую проблему?
  3. Соотношение личных и групповых интересов. Формирование группы по признаку общих интересов или принадлежности к одной практической области предполагает наличие у членов сообщества множества точек соприкосновения. Однако заметные различия в мотивации, уровнях компетенций, потребностях в применении знаний могут привести к возникновению обезличенного сообщества, где взаимные связи формируются с большим трудом.
  4. Иерархия. В бизнес-подразделениях иерархическая структура вполне очевидна и понятна. В сообществах люди просто могут быть не в курсе, к каким иерархическим уровням принадлежат те или иные члены группы, и как их высказывания и поведение должны соотноситься с занимаемым положением.
Очень важно знать и понимать, что такие вызовы существуют, и внимательно отслеживать признаки их появления при запуске новых сообществ.
Только не давайте потенциальным препятствиям сбить вас с верного курса. Помните, что сообщества приносят много пользы. Они формируют плодородную почву для роста производительности за счет 1) быстрого обучения; 2) распространения полезных идей и инноваций; 3) увеличения количества взаимных связей между сотрудниками и роста удовлетворенности своей работой.


15 полезных советов по выращиванию здоровых сообществ

Мы разобрались с тем, что у каждого типа сообществ есть свои уникальные характеристики. Мы разобрались с вызовами. Теперь давайте посмотрим, как именно вы можете помочь сообществам расти и развиваться.

А вот как:
  • Подберите ответственного за сообщество - комьюнити-менеджера. Он будет задавать тон, как хозяин вечеринки, который помогает гостям почувствовать себя как дома. Он будет использовать свой собственный социальный капитал для поддержки активности в группе.
  • Активно привлекайте новых участников. Люди, которых надо привлечь и которых вы хотите видеть в качестве членов группы – кто они? Интенсивно работайте с ними в индивидуальном порядке, как в онлайне, так и в офлайне.
  • Поддерживайте двусторонние взаимоотношения в офлайне. Не думайте, что все взаимодействие с членами сообществ должно проходить исключительно в сети. Дополняйте работу в виртуальном пространстве прямым и личным общением в реальной жизни. Так вы заработаете себе огромный социальный капитал, который в дальнейшем многократно окупится при работе с онлайн-сообществами.
  • Интересуйтесь потребностями членов сообщества. Задавайте вопросы и слушайте ответы. Что они хотят найти здесь? Что может помочь им в повседневной работе?
  • Предлагайте новичкам простые вступительные задания. Просите их выполнить несложное действие. Сделайте отдельный раздел "Всем привет!", и пусть в этом разделе новички знакомятся с участниками группы, или просите их внести в "Избранное" раздел форума вашего сообщества. Легкий первый шаг облегчает последующие шаги.
  • Предлагайте обучение и активную помощь. Предоставьте новичкам программу обучения и необходимую помощь, чтобы они освоились в новом онлайн-пространстве и разобрались в технологиях. Вы никогда не добьетесь вовлеченности, если люди элементарно боятся нажать не на ту кнопку.
  • Заранее задавайте тон общения. Люди гораздо дольше привыкают к сообществу, если не знают точно, насколько формальным или неформальным, серьезным или веселым, открытым или сдержанным должно быть общение в группе. Комьюнити-менеджер или кто-нибудь из старших членов сообщества должны демонстрировать нужный тон общения.
  • Постройте небольшой контент-план. Распишите хотя бы на первые два-три месяца, кто, когда, почему и какой конкретно контент должен и может размещать.
  • Размещайте посты и новости регулярно и последовательно. Лучше размещать информацию постоянно, в один и тот же день, чем вывешивать новости шесть дней подряд, а потом прекращать любую активность. Определенный ритм и последовательность в работе говорят членам сообщества о вашей надежности и постоянстве.
  • Обсуждения и информация должны быть актуальными. Неактуальное, устаревшее сообщество подобно скучной вечеринка. Мало народу, все молчат, царит уныние.
  • Ищите интересные темы для привлечения внимания. Сделайте все возможное, чтобы придумать полезный или привлекательный информационный повод, который будет интересен сообществу.
  • Рассказывайте о членах сообщества. Благодарите их за участие, подчеркивайте достижения и заслуги, делайте их центром всеобщего внимания.
  • Давайте ссылки на сторонний контент в интранете. Ежедневно в вашем социальном интранете появляется новая информация. Сообщество не должно быть единственным источником информации для самого себя. Добавляйте новости извне, чтобы группа не теряла связи с компанией.
  • Добавьте руководства по пользованию интранетом. Участие в интранет-сообществе подразумевает пользование функционалом интранета. Так что не бойтесь добавлять материалы с техническими советами по работе в интранете, пусть даже они не связаны напрямую с основной тематикой вашей группы.
  • Делайте из интерактивного контента справочный материал. Если в сообществе появилась полезная ветка обсуждений, почему бы не сделать из нее отдельный раздел в FAQ? Иногда в ходе обычного общения всплывает очень полезная для широкого круга пользователей информация, которую стоит превратить в справочный контент.
Пользуйтесь этими советами, ищите собственные рецепты, и выращивайте здоровые и процветающие сообщества!

Источник: http://www.thoughtfarmer.com/blog/intranet-community-management-15-tactics/

Лучшие статьи по теме

Комментарии