Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Почему Social Business проекты часто терпят неудачу?



Social Business проекты действительно довольно часто оборачиваются если не провалом, то чем-нибудь мало похожим на ожидаемый результат. По оценкам Gartner, целых 80% программ в сфере Socail Business в ближайшие три года продемонстрируют неудовлетворительные итоги.

Это не самое лучшее достижение из возможных. Удивительно, но выглядит все так, как будто компании сами уничтожают будущие плоды собственных трудов.

Обратимся к совместному отчету о состоянии Social Business от бизнес-журнала «MIT Sloan Management Review» и известной аудиторской компании «Делойт». В документе «Social Business: Shifting out of First Gear» («Социальный бизнес: переключаемся на вторую скорость») за 2013 год мы найдем как минимум три интересных соображения, почему Social Business проекты так часто не оправдывают ожидания своих инициаторов.

1. Руководители затевают Social Business проект, не имея четких целей.

Первым звоночком можно считать ответ на вопрос: "Было ли целью запуска Social Business проекта, в которым вы принимаете участие, решение каких-либо конкретных бизнес-проблем"? 63% респондентов сказали - «Нет».

Классическая ситуация, когда дело касается информационных технологий. Руководство услышало о последних разработках и решило их внедрить просто потому, что все знакомые и конкуренты тоже так делают. Необдуманный переход на новые технологии, особенно когда речь идет о социальных технологиях, это практически гарантированный провал.

У руководителей обязательно должно быть четкое видение и понимание, каким образом нововведения повлияют на бизнес. Свое видение они должны донести до сотрудников компании словом, через обучение и формирование совершенно конкретных ожиданий, и делом, за счет поощрений и распространения данных о росте продуктивности.

Прежде всего, нужно спросить себя: зачем компании переходить на рельсы Social Business и что она получит? Ответив на этот вопрос, вы поймете, какие социальные инструменты необходимо внедрять и как это делать.

2. Проекты стартуют как пилотники, но заканчиваются пшиком из-за недостаточного участия сотрудников.

Не всегда для старта проекта нужны четкие бизнес-цели. Во всяком случае, если мы говорим о пилотном запуске. Пилотный проект это попытка выяснить, как именно можно применить новые технологии в собственном бизнесе. Как оказалось, примерно половина Social Business проектов без заранее сформулированных целей были пилотными программами.

Проблема пилотных проектов заключается в требовательности к наличию недоиспользуемых ресурсов. Они очень нужны для успешной работы пилотника, но почти во всех организациях их и так не хватает.

Чтобы понять, как использовать социальные инструменты, сотрудникам потребуется определенное количество свободного времени. Это время уйдет на исследование и приспособление новых технологий к работе.

В отчете «MIT Sloan Management Review» нет прямых данных о предоставлении сотрудникам дополнительного времени на ознакомление с новшествами пилотных проектов. Тем не менее, косвенные факты свидетельствуют, что чаще всего освоение социальных инструментов идет как дополнительная нагрузка к основным обязанностям.

В итоге, у людей практически нет свободного времени и мотивации для того чтобы учиться обращению с новыми технологиями, не говоря уже о приобретении глубокого понимания их бизнес-предназначения.

В случае с чисто внутренними Social Business проектами, которые жестко зависят от «эффекта сети», недоиспользуемые ресурсы приобретают еще большее значение. Внутренние программы имеют хоть какую-то ценность лишь до тех пор, пока в них участвуют люди. И даже если небольшая группа энтузиастов найдет немного времени на эксперименты, проект не станет успешным, если не наберет некую критическую массу участников.

3. Компании ожидают от подобных проектов, даже пилотных, финансовой отдачи.

Третье «открытие» отчета: в 53% случаев ожидается, что проект даст финансовый ROI. Безусловно, это вполне понятные ожидания. Коммерческие компании хотят показать ROI, даже если его заведомо очень сложно получить.

Удивительно другое. Между желанием получить ROI и выборками по двум предыдущим вопросам - очень низкая корреляция.

Анализ результатов исследования показывает вот какую картину: примерно половина респондентов ожидает получить финансовый ROI по Social Business проектам (и пилотным, и обычным), несмотря на то, что сами проекты изначально не были заточены под конкретные бизнес-цели. Если не определены бизнес-цели, посчитать ROI по Social Business программе весьма проблематично.

Аналогично, почти половина опрошенных ожидает финансовой отдачи и от пилотных проектов. Чрезмерная концентрация на финансовых аспектах работает против достижения изначальной цели пилотного запуска. Исследовательские, экспериментальные проекты, как правило, в краткосрочной перспективе показывают результаты ниже ожидаемых, и только в долгосрочной дают рост продуктивности. Нацеливаться на раннее получение финансовых результатов в пилотном проекте – ошибка.

Строго говоря, ни один из названных подходов сам по себе не является фатально ошибочным, но и верными их тоже назвать нельзя. В любом случае все принимаемые руководством решения должны соответствовать целям Social Business проекта, потому что только так можно повысить шансы на получение хороших результатов.

Источник: http://sloanreview.mit.edu/article/why-social-business-initiatives-fail/

Лучшие статьи по теме

Комментарии