Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Чему интранеты могут поучиться у Википедии?



Одна из самых сложных задач для интранет-менеджера - убедить людей пользоваться корпоративным интранетом. Отчасти это вызвано тем, что не каждый пользователь в состоянии выдавать востребованный контент. Если я не могу быть полезным в проекте, зачем мне вообще в нем участвовать?

Насколько трудна эта задача, демонстрируют результаты аналитического онлайн-исследования, проведенного группой Worldwide Intranet Challenge (WIC). В исследовании приняли участие около 45 000 конечных интранет-пользователей из 150 организаций.

График внизу показывает, как распределились ответы на четыре простых вопроса, уточняющих, с какой частотой опрашиваемые размещают контент в интранете.


Как вы можете видеть, к числу регулярно вносящих свой контент-вклад можно отнести менее 10% от общего числа сотрудников. Под «контент-вкладом» понимается вот что: участие в работе дискуссионных форумов, командных сайтов, посты в блогах, микроблогах, комментарии, сообщения и т.д.

Если активных авторов так мало, огромное количество информации, бизнес-аналитики, полезных советов, идей, передовых практик и решений просто теряется внутри самой компании.

Тайный рецепт

Википедия появилась на свет в 2001 году и за годы своего существования стала шестым по популярности сайтом в глобальной сети, если верить системе Alexa Rank. Статистика за июнь 2013 года говорит, что количество просмотров в англоязычной Википедии достигало 11 миллионов страниц в час.

Другими словами, Википедия - ошеломительно успешный проект. И весь контент Википедии создан добровольцами! Как так получилось? Почему люди сами пишут контент? И можно ли применить этот опыт в отдельно взятой организации?

В статье "Почему Википедия преуспела там, где другие энциклопедии потерпели неудачу" подчеркивается, что до появления самой Википедии существовало целых семь коллективных энциклопедий с аналогичными амбициями.

Так в чем же секрет успеха Вики?

Упор на контент

Википедия сконцентрирована на развитии контентной, а не технологической составляющей. Энциклопедии-конкуренты делали все ровно наоборот.
Сооснователи Википедии Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер в первую очередь были контент-евангелистами. Они всеми возможными способами добывали у первых авторов информацию для Википедии. Чем больше становилось информации, тем больше появлялось нового контента и новых авторов.

Простота участия


У Википедии низкий входной порог для авторов. Редактировать Википедию просто, времени это занимает немного. Сам факт редактирования не влечет за собой практически никаких обязательств. Можно прийти, сделать анонимную редакторскую правку и никогда больше ничего не писать для Википедии. Так, со временем, по предложению, по абзацу собирались статьи. В результате возникла обширная энциклопедия. Если бы не сравнительно низкий входной порог, сообщество Википедии развивалось бы намного медленнее.

Не будем забывать, никаких профессиональных редакторов, оценивающих материалы перед публикацией, у Википедии нет. Ситуация диаметрально противоположная: правки вносят обычные посетители ресурса.

Почему люди пишут и вносят свой вклад

В статье "Мотивационные факторы в онлайне: поощрение к участию и авторству в Википедии" вопрос, почему люди добровольно пишут для Википедии, изучен весьма подробно.

Авторы отмечают, что люди будут вносить свой вклад в сообщество, если:
  • Верят, что их вклад важен для продуктивности группы;
  • Верят, что их вклад будет легко идентифицироваться;
  • Им нравится сама группа.
Далее утверждается, что подобная коллективная деятельность может быть эффективной при выполнении трех условий:
  • Низкие затраты на внесение личного вклада - все должно делаться достаточно легко;
  • Доступность небольших заданий - возможность вносить совсем мелкие правки снижает входной порог и привлекает гораздо большее количество участников;
  • Низкие затраты на контроль качества.
Согласно статье, высокий уровень и двусторонней и массовой интерактивности внутри сообщества является серьезным стимулом к участию в общей работе. Для онлайн-сообществ характерна высокая корреляция между интерактивностью и мотивацией.

10 советов в помощь интранетам

Какие выводы из опыта Википедии можно сделать в отношении интранетов?
  1. Будьте "контент-евангелистом" - обеспечьте первоначальное наполнение интранета качественным контентом;
  2. Предоставьте пользователям простую в использовании и быстродействующую платформу – так вы упростите людям вхождение в коллектив авторов;
  3. Сделайте редактирование простым, чтобы можно было редактировать на лету;
  4. Продумайте процесс проверки контента – избавляйтесь от громоздких и неповоротливых процессов;
  5. Не включайтесь в гонку за технологиями - помогайте пользователям понять, чего именно вы от них хотите, вместо того чтобы пытаться их поразить;
  6. Предоставьте авторам инструменты, которые помогут им взаимодействовать друг с другом;
  7. Проводите мероприятия и собрания сообщества авторов;
  8. Объясняйте, почему создание контента важно для организации;
  9. Используйте геймификацию и награды для поощрения необходимого поведения;
  10. Ваша контент-платформа должна быть дружелюбной, а не враждебной по отношению к пользователям.
Источник: http://www.cmswire.com/cms/social-business/10-lessons-intranets-can-learn-from-wikipedia-022778.php

Лучшие статьи по теме

Комментарии