Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Слухи о смерти удаленной работы сильно преувеличены



В начале 2013 года казалось - вот оно! Мобильные технологии и широкополосный доступ наконец-то подарили нам долгожданную мечту – возможность работы в любом месте! И тут как гром с ясного неба - внезапные и весьма громкие заявления от двух крупных компаний, заставившие многих резко затормозить и задуматься, а действительно ли выгодно иметь дело с удаленными сотрудниками и территориально распределенными командами.

Сперва Yahoo, а затем и HP предложила своим сотрудникам вернуться назад в офисы. Разворот на 180 градусов произошел очень быстро и резко. Особая ирония заключалась в том, что именно эти компании не только сами использовали технологии удаленной работы, но и своей деятельностью непосредственно помогали другим организациям делать то же самое.

На этом месте так и хочется сделать скоропалительный вывод: вот, две крупные компании проанализировали плюсы и минусы удаленной работы, получили неутешительные результаты и вернули сотрудников в офисы. Однако такой вывод был бы в корне неверным. Переносить опыт HP и Yahoo на другие компании - неправильно.

Три правила удаленной работы

Если компания хочет организовать эффективные схемы удаленной работы (работы из дома), ей необходимо думать о трех вещах: уместности, технологиях и доверии.

Уместность


Довольно очевидно, что работа из дома, кафе или отеля подходит одним профессиям больше, нежели другим. Техническому писателю легче взять работу на дом, чем нейрохирургу.

Удаленная работа – хороший вариант для работников умственного труда. У некоторых в этом заключается практически вся их работа, в то время как у остальных к "умственному труду" можно отнести только часть обязанностей.

Мы не претендуем на доскональное знание работы нейрохирургов, однако можем предположить, что и они тоже читают, пишут и периодически обдумывают некие проблемы. Вряд ли они проводят 100% своего рабочего времени, копаясь у других людей в головах. А значит, вместо примитивных политик в духе "все или ничего", компании могут разработать чуть более сложные правила и инструкции, определяющие, какую часть работы следует выполнять в офисе, а какую можно делать дома.

Технологии

Допустим, свои рабочие задачи сотрудник может выполнять из дома. Теперь необходимо позаботиться о технологиях, которые позволят ему оставаться на связи с офисом.

На первый взгляд, это самая простая часть. Широкополосный доступ получил практически повсеместное распространение, у каждого есть дома компьютер или ноутбук. К сожалению, этого мало.

Марисса Майер, CEO Yahoo, в послесловии к своему эпохальному заявлению поделилась очень важным наблюдением: "Люди более продуктивны, когда они работают в одиночестве. Однако инновационное мышление и способность к совместной работе лучше проявляются в коллективе. Некоторые из лучших идей появляются на свет как результат объединения двух отдельных замыслов".

Обратите внимание, какой удивительный рывок вперед сделали за последнее время коммуникационные технологии. Если бы мы признали, что люди не могут вести эффективную совместную работу и создавать инновации только потому, что находятся в двух разных точках пространства, мы должны бы были признать полный провал современной IT-индустрии.

На самом деле, все не так грустно. Просто многие компании навечно обручены с электронной почтой. Все их коммуникации завязаны на нее, а это очень затрудняет совместную работу. Современные технологии Digital Workplace уменьшают зависимость от электронной почты и дают сотрудникам компаний доступ к социальным инструментам, сервисам мгновенных сообщений и видеосвязи. И вот, человек, работающий из дома, уже не изолирован от остальных. Коллеги могут легко с ним связаться. Он теснее интегрирован в коллектив. Важно, что в данном случае технологии поддерживают следующий и самый важный столп удаленной работы - доверие.

Доверие

В огромном потоке информации по поводу заявления Мариссы Майер одна очень важная цитата неизвестного авторства осталась незамеченной: "Множество сотрудников ушло в тень. Удаленных сотрудников было очень много, и никто точно не знал, они все еще с нами или уже нет".

Из этой цитаты становится ясно, что изменение правил игры в Yahoo связано не с недостатками технологий, а с трудностями в области доверия. Если руководитель не в курсе, что делают его подчиненные, технологии тут практически ни при чем. Руководители должны быть уверены, что их сотрудники заняты именно тем, чем следует. Без этого нельзя построить эффективную удаленную работу. Кроме того, у коллег удаленного работника, сидящих в офисе, не должно быть ощущения, что они компенсируют низкую продуктивность надомников. Такая нездоровая атмосфера очень плохо влияет на доверие и продуктивность коллектива.

Справедливости ради стоит отметить, что между технологиями и доверием есть некоторая связь. Самый очевидный пример: можно завтракать в пижаме в три часа дня и параллельно рассылать письма. А вот если вы в таком виде захотите поучаствовать в видеоконференции, у вас могут возникнуть определенные проблемы.

К счастью, у корпоративных соцсетей есть много других возможностей для формирования доверия. Один из фундаментальных принципов социального интранета - доступность самой вашей работы как процесса и ее результатов настолько большому кругу коллег, насколько это возможно, исходя из соображений конфиденциальности. Не автор определяет, кому может быть интересен его контент, а система делает его максимально доступным, давая возможность потребителям самостоятельно определять, насколько они заинтересованы в конкретной информации. Побочный эффект такого подхода заключается в том, что оставаться в тени практически невозможно.

Судя по всему, возвращение в офисы в случае с Yahoo и HP было связано именно с проблемами в сфере доверия. Для компаний, испытывающих трудности, нет ничего необычного в переходе к кадровому микроменеджменту. Учитывая, как шли дела у Yahoo и HP на протяжении последних лет, не стоит удивляться подобным решениям.

Марисса Майер подчеркивала в своем заявлении, что новые правила не связаны с удаленной работой как таковой. Просто на тот момент это оказалось оптимальным вариантом для Yahoo.

На примере Yahoo и HP можно сделать некоторые выводы о значимости верных управленческих решений, но невозможно узнать ничего нового о преимуществах и недостатках удаленной работы. Так что слухи о ее преждевременной смерти остаются сильно преувеличенными.

Источник: http://www.cmswire.com/cms/social-business/reports-of-the-death-of-remote-working-have-been-greatly-exaggerated-023006.php

Лучшие статьи по теме

Комментарии