Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Интранеты: кризис идентичности



Современные интранеты переживают самый настоящий кризис идентичности. Винить в этом мы можем только себя. Причина кризиса кроется в нашей манере говорить и рассуждать об интранетах. В словах, которые мы используем для их описания. В метафорах, призываемых на помощь в попытке рассказать о практически «неограниченных возможностях» современных платформ.

Удивительно, что еще никто не написал об интранете по имени Панацея, который исцеляет любые болезни и продлевает жизнь. Где же кроется источник этой нелепицы? Вряд ли мы сможем выяснить. Однако давайте попробуем посмотреть на современный интранет с нескольких отличных друг от друга точек зрения.

Интранет - явление технологическое

До всевозможных Enterprise 2.0, Social Business и социальных интранетов корпоративная сеть, как правило, представляла собой плохо связанный набор HTML-страниц и PDF-файлов. Размещалось все это на отдельном сервере, под защитой файрвола, и управлялось IT-отделом компании.

Несмотря на то, что мы давно привыкли к интранетам, они все еще остаются строками кода, которые как-то взаимодействуют со своими базами данных и работают под определенными операционными системами. Все так же они предлагают нам некий объем функций и контента в окне нашего браузера.

Как массовое явление интранеты - поистине уникальное достижение, стоившее многих миллиардов долларов инвестиций в глобальную IT-инфраструктуру - оборудование, софт и организацию сетей.

По мере развития пользовательских интерфейсов и роста надежности ПО инфраструктура все больше оставалась за кадром. Пока все идет хорошо, рядовые пользователи вообще не задумываются о ее существовании. Однако как только ребята из IT появляются в вашем кабинете или падает система единого входа, мы сразу вспоминаем про техническую природу корпоративной сети.

Интранет - явление биологическое

Человеку, причастному к запуску интранета, временами кажется, будто он в буквальном смысле дает начало новой жизни. Проживает длительный и временами дискомфортный период "вынашивания" корпоративной сети.

Современный интранет обычно приходит на смену стареющей, рассыпающейся системе, которая появилась на свет вроде бы совсем недавно и в то же время - почти в доисторические времена. Старый добрый интранет: его время прошло, а пик мощи и славы остался далеко в прошлом.

Современный интранет полон энергии. Он обладает гибкостью, которую старая система потеряла из-за возраста, плохого ухода и хронического "избыточного веса" - огромных массивов самого разнообразного контента. "Избыточный вес" приводит к "информационному вздутию", способному превратить некогда эффективную систему поиска в бесполезную и бессмысленную свистульку. Новый интранет, возможно, еще не открыл для себя всех тайн организационного долголетия, однако на его стороне юношеский задор и крепкое здоровье.

Интранет - явление культурное

Когда мы пользуемся современным социальным интранетом, мы открыты для окружающих, для собственных коллег. Когда они пишут посты в блогах, комментируют, лайкают, делают закладки, предлагают идеи, задают вопросы – самовыражаются самыми различными способами, мы должны помнить, что интранет - это зеркало. Это мы - люди, которые встречаются нам в коридорах, пишут нам письма. Люди, с которыми мы сидим за одним столом в переговорках, которых слушаем на конференс-коллах.

Интранет - это электронный вариант инструкции по безопасному пользованию кулером. Последняя корпоративная рассылка отдела внутренних коммуникаций. Традиционная ежегодная благотворительная акция. Размытое фото жены и собаки на рабочем столе. Кривая верстка презентации HR-отдела, сделанная поперек доброй половины пунктов корпоративного гайдлайна. Манера разговаривать друг с другом на работе и в свободное время. Все эти мелочи - нити гигантского символического клубка. Современный интранет – это и есть корпоративная культура организации.

Интранет - явление политическое

Современный интранет обеспечивает открытость каждого отдельного сотрудника в контексте работы и доступности для коллег. Открытость не зависит от местоположения, принадлежности к тому или иному филиалу или отделу. В результате интранет постоянно напоминает нам об огромном количестве событий, происходящих внутри компании.

Раньше мы не могли знать так много. Наша осведомленность ограничивалась позицией в иерархии и доступными потоками информации. Не стоит забывать, что информационные потоки контролировал непосредственный начальник, а еще начальник начальника и так далее. Сегодня наша "область видимости" распространяется на всю организацию. Больше того, мы можем свободно делиться своими мыслями, участвовать в процессе принятия решений - делать то, что раньше было абсолютно невозможно.

А если появляются расхождения во мнениях, что стоит делать дальше, на авансцену выходит политика. Когда речь заходит о политике, всегда возникает конфликт. Конфликт подразумевает борьбу за власть.

Вы можете даже не отдавать себе отчета в происходящем. Больше того, в современных интранетах политический процесс часто маскируется под "совместную работу". Тем не менее, эффективное управление колоссальным напряжением, возникающим из-за настоящей разноголосицы внутри организации - одна из величайших возможностей и крупнейших угроз для получения серьезных выгод от использования интранета. Это и есть политика.

Интранет - явление экологическое


Старые интранеты были обречены рождаться в муках, жить и умирать, как любой живой организм. Для современного интранета характерна многоплановость и огромное количество взаимодействий между объектами - людьми, функциями, контентом, целями и даже алгоритмами. А значит, интранет похож на настоящую экосистему: сочетание организмов, активных связей между ними и окружающей среды.

Экосистемы существуют гораздо дольше, нежели отдельные организмы. И если современный интранет можно сконструировать по образцу экосистемы, он, по всей видимости, способен снабдить организацию мощной «иммунной системой». Сокращая «дистанцию» между двумя случайными людьми внутри компании и помогая им наладить контакт, он повышает способность организации быстро распознавать и реагировать на новые возможности и вызовы.

Давайте не будем принимать проблемы современных интранетов близко к сердцу. В конце концов, кризис идентичности характерен для подросткового периода. Весьма вероятно, что современный интранет еще превратится в представительного молодого человека, готового занять достойное место в нашем мире и во многом превзойти даже самые оптимистичные ожидания.

Источник: http://www.cmswire.com/cms/social-business/solving-the-modern-intranets-identity-crisis-023195.php

Лучшие статьи по теме

Комментарии