Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

А ваша корпоративная культура подходит для социальной трансформации?




Когда работа над этим материалом и инфографикой была в самом разгаре, в интернете появилась статья Брайана Солиса из Altimeter Group с прогнозами и трендами на 2014-2015 годы. В ней он верно подметил один момент: «Для облегчения адаптации [к новым условиям] компаниям потребуется сформировать культуру инноваций, которая совершенно необходима для перехода к работе будущего и успешной конкуренции». После этого Брайан задал своим читателям очень правильный вопрос: «Как нам нужно изменить корпоративную культуру, чтобы совершить необходимый прорыв до того как нас сметут»?



У Денис Хольт, эксперта в сфере Social Business, нашелся ответ на этот вопрос.

Денис рекомендует начинать путь к успешной социальной трансформации с использования концепции конкурирующих ценностей (Competing Values Framework).




Вы вправе спросить: что это такое? Концепция конкурирующих ценностей (давайте для краткости будем обозначать ее ККЦ) была разработана профессорами Мичиганского университета Робертом Куинном и Джеймсом Рорбахом в теперь уже далеком 1983 году. Ученые создали свою концепцию в попытке понять, что делает организацию эффективной. Сегодня ККЦ входит в число 50 наиболее значимых моделей в истории бизнеса. Ее изучали вдоль и поперек в университетах, по ней написано множество книг и исследовательских работ, за тридцать лет ее использовали тысячи компаний по всему миру. Так что же это такое?

ККЦ это инструмент для всесторонней оценки внутренней культуры организаций. Очень часто ее применяют, чтобы составить план организационных изменений.

Мы поговорим о самых общих основах концепции конкурирующих ценностей и посмотрим, каким образом она связана с социальными технологиями и Social Business.

Если вы посмотрите на картинку, то заметите, что наша система координат имеет четыре "полюса". Первая пара полюсов - гибкость и стабильность. Вторая пара - внутренне и внешнее. Оси делят схему на четыре квадранта, которые характеризуют стили управления: сотрудничество, креативность, контроль и конкуренция.

В концепции подчеркиваются противоречия между этими типами управления и обозначаются две характерные «точки напряжения», возникающие между ними.

Но давайте пойдем дальше. Остановимся подробнее на каждом квадранте.

Первая «точка напряжения» расположена между областями контролирующего и креативного стиля управления. Квадрант контроля помещается между полюсами стабильности и внутренней ориентированности. Почему? Потому что характеристики, обеспечивающие эффективность контролируемой среды, это процессы, единообразие, нормы, правила и четкое выполнение указаний. Отсутствие гибкости становится гарантией низких рисков, но другой стороны – крайне низок и уровень инноваций.

Квадрант креативности характеризуется гибкостью и ориентированностью вовне. Такому типу управления присуще свободомыслие и свобода в самом широком ее понимании. Креативный лидер рассматривается как визионер. Несмотря на то что данный тип управления связан со значительными рисками, его эффективность реализуется за счет прорывных инноваций и высокой способности к адаптации.

Вторая «точка напряжения» расположена на границе между квадрантами сотрудничества и конкуренции. Квадрант конкуренции находится между полюсами стабильности и внешней ориентированности. Здесь все подчинено достижению целей и максимизации прибыли. Эффективность достигается за счет максимальной клиентоориентированности и крайне агрессивной конкуренции. Особенности такой схемы управления: быстрое получение результатов на фоне недостаточной устойчивости и краткосрочной продуктивности.

Для квадранта сотрудничества характерны гибкость и ориентированность на внутренние процессы. При данном типе управления ставка делается на людей. В этом случае эффективность обеспечивается путем развития взаимоотношений с сотрудниками посредством коммуникаций и формирования вовлеченности. Результаты здесь достигаются медленнее, но в целом система нацелена на долгосрочные изменения и обладает высоким уровнем устойчивости.

Четыре квадранта представляют четыре типа организационной культуры. Если вы хотите провести оценку своей компании, нужно помнить одну важную вещь. Корпоративная культура это отражение восприятия вашими сотрудниками миссии вашей компании, ее ценностей, этики, ожиданий, целей и рабочей среды. Как бы ваши работники выразили эти особенности в контексте ККЦ? Узнайте, и вы поймете, к какому типу относится культура вашей организации. Имея эти данные, вы можете использовать приведенную модель для выявления возможностей и реализации позитивных перемен внутри компании. Для формирования культуры нового типа и успешной трансформации бизнеса.

Так как же концепция конкурирующих ценностей связана с Social Business?

Если в приведенной системе координат «область» вашей корпоративной культуры попадает только в один квадрант, у вас, скорее всего, уйдет очень много сил и времени на успешное внедрение социальных технологий и получение весомых результатов. Каждая компания должна найти для себя оптимальный баланс по обеим осям, чтобы обеспечить себе успех. При этом необходимо уделить особое внимание развитию персонала и воспитанию архитекторов инноваций внутри компании.

Если ваша корпоративная культура построена на иерархии, контроле и боязни любых рисков, вы не сможете стимулировать в сотрудниках креативность и инновационность в плане работы с бурно развивающимися социальными технологиями.

Если ваша корпоративная культура основана на конкуренции, то вы почувствуете недостаток некоторых важных элементов, которые как клей скрепляют успешное социальное сообщество. Это такие вещи как искренность, доверие, лояльность и настоящие человеческие взаимоотношения.

Если в вашей культуре есть место контролю и конкуренции, вам нужно убедиться, что на нужных местах стоят люди, способные пестовать и «полярные» свойства. Формировать условия для развития сотрудничества и роста сообществ, стимулировать креативность и инновационность – качества из остальных квадрантов. Это совершенно необходимо для налаживания эффективных внутренних и внешних коммуникаций, без которых очень сложно пережить быстрый рост и запустить необходимые изменения – неотъемлемую часть программы социальной трансформации.


Источник: http://socialmediatoday.com/deniseholt/2080871/assessing-company-culture-social-business-transformation-infographic

Лучшие статьи по теме

Комментарии