Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Как помочь удаленным сотрудникам влиться в коллектив?



Удаленно работающие сотрудники – совсем не редкость в наше время. Технологии позволяют людям работать из дома, объединять в одну команду сотрудников из разных филиалов и т.д. Сейчас можно подобрать любое решение, которое позволит организовать совместную работу- от простой «живой ленты» до сложных, дорогостоящих и кастомизированных под вашу компанию корпоративных соцсетей.

Все хорошо, когда вы просто разрешаете иногда своим подчиненным поработать там, где им удобно в данный момент. Так или иначе, они бОльшую часть времени работают в офисе, в курсе того, что происходит в компании, общаются друг с другом – в общем, это обычные сотрудники.

Но что делать, если вам приходится принимать на работу людей, которые в силу разных причин не могут появляться в офисе, и в основном будут работать именно из дома? Примеров множество: жители других городов, мамы с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями…

Недавно коллега спросила меня, кем я ощущаю себя - фрилансером или удаленным сотрудником?

Я немного задумалась, а потом ответила «Я – сотрудник, ведь я ощущаю свою принадлежность компании».

Разумеется, между фрилансером и удаленным работником есть как минимум законодательная разница. Фрилансер – свободен, и даже заключенный с ним трудовой договор не подразумевает тесных взаимоотношений с коллективом. Фрилансера приглашают для решения строго определенных задач, и взаимодействует он чаще с одним-двумя сотрудниками, не вникая в жизнь остального коллектива.

Удаленный работник – сотрудник. Даже если его обязанности строго определены, он все равно участвует в самых разных задачах, его мнение, советы могут быть важны многим коллегам. Он – часть компании. И важно, чтобы это было личным ощущением сотрудника, а не мнением его руководителя.
Удаленный сотрудник не только работает в компании, он так или иначе - участник многих событий, происходящих в компании, он не может и не должен оставаться в стороне, на позиции фрилансера. И дело здесь не только и не столько в организационных моментах (планах, отчетах, учете рабочего времени, участия в планерках и проч.). Это должна быть именно вовлеченность, желание чувствовать себя сопричастным.

Я работаю удаленно последние лет пять, включая и предыдущее мое место работы – у меня двое маленьких детей, и ежедневная работа в офисе мне не очень удобна.

В «1С-Битрикс» я тоже пришла, как удаленный сотрудник. Я приезжаю в офис 1-2 раза в неделю, посещаю важные мероприятия, но в основном работаю дома. И для меня, признаться, непросто было влиться в коллектив, работая в таком режиме. В первое время я иногда ощущала себя если не совсем фрилансером, то, как минимум, немного в стороне. Огромным преимуществом стал корпоративный портал – «Битрикс 24». Во-первых, он решает практически все организационные моменты: участие в обсуждениях, в планерках, обмен документами, постановка и выполнение рабочих задач. Но для достижения настоящей вовлеченности чисто технических средств было недостаточно.

Если бы не социальные составляющие Битрикс 24, то, наверное, даже моего энтузиазма по поводу работы над новым проектом, хватило бы ненадолго. Что мне действительно помогало тогда, да и сейчас тоже – это «обратная связь» с коллегами. Не просто их ответы на мои просьбы и вопросы, а именно их реакция на мои действия, на мою работу. Такая простая вещь, как лайки и приветственные комментарии к моему первому сообщению на портале (там, где я знакомилась с коллективом в свой первый рабочий день), дали мне почувствовать, что я вот так, с первых минут становлюсь частью большой и дружной команды. Да и вообще, возможность поделиться чем-то важным в живой ленте, поблагодарить коллег, поздравить именинников – это до определенной степени заменяет живое общение в офисе, точнее, его отсутствие.

Проработав полтора года в почти удаленном режиме, я, пожалуй, могу обобщить свой опыт и сформулировать те моменты, которые помогут удаленным сотрудникам максимально быстро влиться в коллектив.

1) Средства коммуникации
Мессенджер, сообщения, видео-звонки – любые способы быстрой связи с коллегами жизненно необходимы для нормального взаимодействия сотрудников, работающих в офисе и на дому. Немаловажно наличие мобильных версий корпоративного портала: вы даже не представляете, сколько срочных вопросов решаются, например, в очереди в детской поликлинике…

2) Доступная информация о структуре компании
Это очень важно, особенно на первых порах знакомства нового удаленного сотрудника с коллегами. Очень удобно, когда ты видишь, кто работает в одном отделе с тобой, кто из смежных подразделений может решить твой вопрос, к кому обратиться с новой задачей и т.п. Это, как минимум, экономит время (не обращаться же каждый раз к тем, с кем уже успел пообщаться и познакомиться, с вопросами «А кто у нас отвечает за дизайн/продажи/закупки…?»).

3) Общие планерки и совещания со всем отделом/подразделением
Это, кажется, совсем очевидный момент – возможность подключать к собраниям удаленных работников просто необходима. И очень удобно, когда на корпоративном портале хранится протокол собрания, где можно видеть отчеты коллег, соотносить свою работу с задачами других сотрудников и т.д.

4) Площадка для общения – живая лента, возможность делиться своими впечатлениями, благодарить коллег и т.д.
А это как раз те самые заменители «живого общения» - возможность высказаться, поделиться, предложить что-то, попросить помощи и поддержки.

5) Социальные составляющие интранета – лайки, бейджи и т.д. Любому сотруднику важно признание, ощущение собственной ценности, оцененности. А уж если человек работает удаленно, для него этот момент еще важнее. И «лайки», полученные за какие-то предложения или идеи, очень сильно мотивируют.

6) Группы по интересам. У тех, кто работает в офисе, намного больше возможностей для неформального общения – в курилке, за обедом, да и просто перекинуться парой фраз о чем-то наболевшем. Те, кто работают удаленно, практически лишены такого общения с коллегами. Поэтому очень хорошо, если на портале будут группы по интересам, например, для автолюбителей, собаководов, путешественников, родителей и т.д. Не бойтесь, что сотрудники с головой уйдут в обсуждение несправедливых штрафов, новых курортов или подготовки к ЕГЭ. Подобная возможность отвлечься на пару минут и поговорить о важном для себя с коллегами еще больше укрепит связь удаленного сотрудника с коллективом.

7) Несмотря на широкие коммуникационные возможности социального интранета, не стоит сбрасывать со счетов личное общение. Если у удаленных работников есть возможность приезжать на какие-то мероприятия в которых участвует или которые организует компания – приглашайте их, настойчиво зовите. Корпоративы, выставки, конференции – используйте любую возможность, подразумевающую личное участие, а не виртуальное присутствие.

Лучшие статьи по теме

Комментарии