Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Руководство командой удаленных сотрудников: восемь важных моментов



Лилия Кох, тренер, коуч компании Русоникс

Каждому руководителю важно, чтобы задания выполнялись вовремя, рост компании был стабильным, количество довольных клиентов росло, а прибыль умножалась. А для хорошего руководителя еще важно, чтобы народ был доволен и счастлив под его руководством. Поэтому настоящий руководитель — это всегда отличный коммуникатор, неравнодушная личность, который легко и просто заводит новые контакты, сражает обаянием всех вокруг, вызывает доверие и притягивает к себе людей. Тем более такими качествами необходимо обладать тому, кто руководит удаленными сотрудниками. Такому руководителю важно не давить на сотрудника жестким контролем и думать о своем успокоении, а развивать в себе качества лидера и придерживаться конструктивного стиля влияния.

Знаете, это как дополнительная аттестация по работе с командой удаленных сотрудников. Что же необходимо уметь или научиться делать, чтобы пройти эту аттестацию и эффективно осуществлять руководство удаленно?

1. Сила видения

Для чего руководителю обладать видением компании? И что дает компании в целом многомерное видение цели? Если говорить на сугубо прагматичном языке, то как минимум, руководитель видит все возможные взаимосвязи и последствия происходящего. Если же говорить о видении в контексте общей миссии, то многомерное видение руководителя способно создать в умах сотрудников яркий, вдохновляющий образ. Оно притягивает как магнит всех, кто является пусть даже маленькой частью, винтиком большого механизма. Лояльность команды — мечта любого руководителя. В работе с удаленными сотрудниками это особенно актуально. Для них должно быть что-то особенное, что работает на расстоянии.

Большой, вдохновляющий образ цели, миссии может стать самозапускающейся системой мотивации, которая основана на том, что люди могут участвовать в важном и интересном процессе вместе с вами.

Поэтому, подумайте, как найти такую цель, которая достигнет не только умы, но и сердца ваших сотрудников и станет для них интересной. Не пренебрегайте тем, чтобы находить общее между целями компании и КАЖДЫМ новым проектом. Такая взаимосвязь будет поддерживать интерес и значимость сотрудничества с вами.

2. Навык решать проблемы силами команды

Многие руководители могут похвастаться массой успешно завершенных проектов и блестяще выполненных задач. И все же, довольно часто, когда возникают проблемы в проекте, даже опытные руководители, избегая лишних волнений, начинают все проблемы взваливать на себя.

Руководителю необходимо развивать навык решать проблемы силами персонала. Насколько бы ни была сложна задача, важно направлять умы сотрудников на поиск ее решений. Дело в том, что когда человек мотивирован на поиск решения, он быстрее его найдет и примет на себя ответственность. Чем больше вы позволяете сотрудникам вкладывать свои силы в решение сложных задач, тем сильнее будет их чувство ответственности и причастности к делу. Лояльность развивается тогда, когда люди знают, что вносят личный вклад. И это не только часы работы, но и мысли, эмоции, которые они вкладывают для поиска решений, необходимых делу.

Направлять сотрудников на поиск правильных решений помогут коучинговые техники постановки вопросов.

3. Учитесь правильно задавать вопросы

Пользуясь этими инструментами, вы можете выстроить более точное и надежное взаимодействие с удаленными сотрудниками. Если это встреча с группой (отделом) онлайн, то с помощью техник модерации и постановки вопросов, вы направляете группу в нужном вам направлении. В направлении поиска наилучших решений. Вопросы могут быть разными и зависят от конкретной ситуации.

Предположим, вы ставите задачу перед сотрудником:
  • Как ты думаешь, что необходимо сделать, чтобы запустить процесс наилучшим образом?
  • С какого конкретного дела ты приступишь к выполнению этой задачи?
  • Почему это правильно? Что это дает? Для какой цели?
  • Какие могут возникнуть препятствия?
  • Что будет сделано для того, чтобы минимизировать это?
В нашей компании большинство руководителей прошли коуч-сессии. Это дало двойной эффект. При постановке целей они научились ставить правильные вопросы себе. А при работе с сотрудниками задают правильные вопросы при построении плана и структуры выполнения задач.

4. Проявляйте интерес к сотрудникам

В работе с удаленными сотрудниками возникает сложность в том, чтобы познакомиться и понять, что за человек сидит за тридевять земель от вас. Если в офисе вы ежедневно наблюдаете коллег и со временем каждого знаете как облупленного, то, в данном случае, вы можете так ничего и не узнать. Сложно требовать от сотрудников быть мотивированными и лояльными, когда ни вы о них, ни они о вас, ничего не знаете. К сожалению, резюме не имеет глубины души и не показывает личные мотивы.

Мне знаком руководитель одной крупной компании, который может пригласить коллегу в город, где находится основной офис и провести с ним несколько часов подряд в прогулках и в разговорах. Таким образом, он осознанно инвестирует время в знакомство. Другой руководитель, чьи сотрудники разбросаны по разным филиалам в городах России, время от времени сам навещает коллег. При этом он давно уже не занимается прямым управлением. Но при приеме на работу ключевых сотрудников, приезжает, чтобы познакомиться и узнать человека. По его словам, такое знакомство снимает строгий ореол начальника. Человек расслабляется и приступает к работе без напряжения. Уже за один раз личного общения опытный руководитель может многое узнать о человеке и создать нужную атмосферу, подружившись с новичком. Впоследствии, это сохранит непринужденное общение и на расстоянии.

Руководитель, который искренне интересуется членами команды, накапливает важный опыт коммуникации. Уделяя внимание, вы дарите сотрудникам чувство значимости и принадлежности к коллективу. Чем лучше вы знаете своих сотрудников, тем глубже поймете их потребности и интересы. Это позволит точнее распределять задачи и индивидуально подбирать способы мотивации конкретному сотруднику. Можете не сомневаться, благодарность коллег, выраженная в лояльности, уважении и старании, не заставит себя ждать. Поэтому, не скупитесь на время для живого, непринужденного общения.

5. Правила обратной связи

Помните старый анекдот:

«В зале суда:
- Подсудимый, объясните, наконец, зачем вы разгромили пивной ларёк, он ведь был закрыт?
- Понимаете, все люди как люди, пишут: «Пива нет». А эти гады на табличке написали: «ПИВА НЕЕЕЕТ!!!» Вот я и разозлился!».

Опыт показывает, удаленное общение предполагает много переписки. Чтобы не получалось каждый раз как в анекдоте, необходимо соблюдать правила обратной связи и не скупиться на похвалу. Особенно, когда в работе необходимо что-то изменить или даже полностью переделать. Конструктивная обратная связь состоит из трех важных пунктов.

Первый пункт это похвала, да именно! Всегда есть, за что похвалить человека. Для этого необходимо научиться находить хорошее в работе, так сказать вычерпывать плюсы. Вот с них и нужно начинать. Если у вас получится искренне выразить похвалу, считайте, что дело сделано. Возможно, кому-то это покажется странным, но довольно многим людям сложно как хвалить других, так и принимать похвалу по отношению к себе. На одном из тренингов в нашей компании было упражнение, где мы учились хвалить себя и других. В течение нескольких минут нужно было говорить только хорошее, без оговорок. Для большинства это стало сложной задачей. Поэтому, похвала не так проста, как кажется.

Возможно, в переписке это немного проще. Поэтому, вслед за искренней похвалой вы можете спокойно подсказать коллеге, что и как исправить, доделать, чтобы улучшить общий результат. Таким образом, критика превращается в помощь.

Дождавшись реакции и убедившись, что есть понимание, что можно действительно улучшить, процедуру можно считать законченной. Поскольку в памяти остается последнее, что вы скажете, то заканчивать разговор стоит тоже со знаком плюс. Последней строкой в переписке может быть ваша вера в силы и талант сотрудника.

6. Баланс руководства

Как говорил наш профессор: «Настоящий руководитель это умный человек с железной рукой в бархатной перчатке».

Умный – это хороший тактик, а значит, он знает, где и как необходимо проявить твердость, а где быть доступным членом команды, своим парнем. Железная рука символизирует силу, которую иногда тоже необходимо применить. Бархатная перчатка — символ доброжелательности и такта. Навык управления в «бархатной перчатке» - это способность похвалить, пожалеть, иногда поуговаривать, если нужно. К такому руководителю не страшно обратиться с просьбой, поведать свои проблемы.

Важно определить в своем руководстве зоны применения всех навыков. Учиться варьировать всеми стилями влияния, применяя каждый по необходимости. Часто руководители либо слишком жесткие, либо чересчур добрые. И то, и другое неэффективно. На тренинге мы детально разбираем и тренируем все стили управления.

7. Личный пример

Наверно банально говорить о том, что руководитель должен быть примером, но приходилось не раз сталкиваться с руководителями, которые требовали от удаленных сотрудников того, о чем сами забывали. Поэтому в вопросах организованности, пунктуальности и ответственности, руководитель должен быть на высоте.

Абсолютным примером необходимо быть и в собственной вере в компанию, проект и в каждую задачу, которую руководитель дает сотруднику. Бывает так, жалуется руководитель на то, что сотрудник вялый, не мотивированный, энтузиазмом не горит. Напрашивается вопрос: «А сам ты когда испытывал порыв энтузиазма и вдохновения?». Да, известная поговорка о том, что рыба гниет с головы — актуальна. Руководитель должен сам быть как заведенный, гореть, пылать идеями проектов и идеями, как все это реализовать! Такая энергетика притягивает, заражает и заставляет верить в ваше дело. При руководстве командой удаленно особенно важно, чтобы ваша энергия заряжала на расстоянии.

8. Развитие

Задача построить крепкую команду в удалении и держать ее в тонусе — задача не простая и требует от каждого не просто технического профессионализма и исполнительности, но и осознанности и личностного развития. Личности такого уровня сами являются, по сути, хорошими руководителями, потому что владеют собой. Руководитель такого отдела должен понимать это и сам быть в непрерывном развитии личных качеств. Это позволяет лучше понимать сотрудников и ритм их работы, а также создавать новые виды мотивации и поддержки. Порой сотрудник уходит работать удаленно, надоело ему в офисе сидеть, новый формат позволяет податься в теплые страны и путешествия, и он срывается.

Поскольку я много работаю с такими «одиночками», то сразу вижу неладное, когда уже спустя месяц странствий, вдруг в ленте появляются «посты — печальки». Вдруг выясняется, что жизнь дала трещину, или смысл жизни куда-то запропастился, или еще что. Самому не ясно, чего это при полной свободе происходит. Как выясняется, не все люди способны выдержать эту хваленую свободу. Кто-то возвращается или наоборот совсем уходит, а кто-то начинает расти и развиваться. В этом случае, важна роль компетентного руководителя, который поддержит и направит в нужном направлении.

Соблюдая или развивая вышеперечисленные пункты, руководитель крепнет личностно и сам становится немного психологом, немного коучем. А, значит, все верно, и команда на правильном пути.

Лучшие статьи по теме

Комментарии