Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Социальные технологии – зло или благо?



Прорывные технологии — они как две стороны одной медали. С одной стороны, бизнес рад влиянию социальных технологий. Изменениям в самых разных областях, начиная с маркетинга и обслуживания клиентов до подбора кадров и продаж. С другой стороны, как только речь заходит о внутрикорпоративной совместной работе и коммуникациях, в социальных технологиях начинают видеть источник негативного влияния. Например, бизнес нередко воспринимает их в качестве отвлекающего фактора, мешающего работникам исполнять повседневные обязанности.

По иронии судьбы, обвиняя в контрподуктивности социальные инструменты, мы забываем про намного более мощный фактор потери производительности – электронную почту. Закавыка в том, что этот демон – пожиратель рабочего времени нам давно знаком, поэтому от его услуг крайне тяжело отказаться, несмотря на чудовищную неэффективность.

Приверженцы электронной почты

Десятки докладов и исследований с удовольствием расскажут вам, насколько неэффективна электронная почта. По данным McKinsey, папка «Входящие» готова съесть до 28% рабочего дня.

На сегодняшний день почта выглядит как идеальный инструмент для захламления вашей головы бесполезными сведениями. А вот с задачей распределения нужной информации между нужными людьми и в нужное время почта справляется не очень хорошо.

Неспособность почты достичь приемлемого уровня продуктивности стала в последнее время одной из самых обсуждаемых тем. Когда-то асинхронные коммуникации с помощью электронной почты совершили настоящую революцию в сфере совместной работы. В мире, где царствовал телефон это был настоящий прорыв. Как ни печально, с тех пор прошло уже добрых два десятка лет.

Вернемся на минуту к упомянутому исследованию McKinsey. Что оно нам говорит? А вот что: внедрение социальных инструментов может дать компании прибавку в производительности до 20 - 25%. Во всяком случае, если реализовать потенциал социальных инструментов в достаточной мере.

Социальные инструменты – проблемы с освоением

В качестве главной причины медленного принятия и освоения социальных технологий авторитетный эксперт в области Digital Workplace Джейн МакКоннелл называет «внедрение в неподходящих областях». Как только социальные технологии начнут шире использоваться для решения операционных задач, «для реальной работы», их станут ценить гораздо больше.

Сейчас социальные инструменты в большинстве случаев внедряют в виде некой надстройки поверх обычных интранетов (тех, которые проектировались скорее для хранения данных и публикации информации, а не для совместной работы и коммуникаций). В результате социальные инструменты играют лишь вспомогательную роль, и по отношению к реализации стратегических задач воспринимаются скорее как дезорганизующие факторы.

Проблема в том, что крупнейшие вендоры ПО, пытаясь построить эффективную социальную платформу, делают ставку на технологии и конкурентные вызовы. При этом люди, сотрудники – остаются за бортом. Social Business консультант Джеймс Деллуа задается очень правильным вопросом: являются ли прорывные технологии действительно прорывными, если они не перечеркивают привычные методы работы? Если мы не позволяем социальным технологиям трансформировать нашу работу, вполне логично, что они становятся новыми отвлекающими факторами, а не инструментами для повышения эффективности.

«В случае с прорывными технологиями мы обязаны ставить людей на первое место», — пишет Джеймс Деллуа. Он подчеркивает, что люди должны чувствовать себя частью сообщества, а не мелкими шестеренками в большой корпоративной машине. Если мы всего лишь шестеренки, нам достаточно электронной почты. В противном случае почта не в состоянии обеспечить необходимую эффективность. Она изолирует информацию и полезные знания, блокирует их свободное распространение.

На старые дрожжи? Если бы!

Вендоры программного обеспечения предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Комфортный вариант для них: сделать из обычного интранета — социальный. Так поставщики ПО пытаются соответствовать общему «социальному» тренду.

Проблема в том, что старые интранеты проектировались скорее как хранилища информации или системы управления знаниями. Они были во многом похожи на сетевые диски для обмена конфиденциальной информацией. Со временем такие интранеты росли и превращались в настоящий кошмар. Ни адекватной структуры, ни внятных способов использования в работе. Теперь представьте, что поверх имеющегося хаоса добавляется социальная надстройка. Цель благая — помочь людям обмениваться информацией. Значит ли это, что они тут же начнут активно коммуницировать между собой и вести совместную работу? Нет.

Почему? Потому что снова на первое место ставятся технологии, а не люди и их потребности. Да, добавляются какие-то новые фичи, но они, скорее всего, станут пресловутыми отвлекающими от работы факторами, а ваши сотрудники просто продолжат пользоваться электронной почтой.

Наглядный пример – попытки «социализации» существующих продуктов у Microsoft и IBM. Обе компании пошли по пути добавления «социального слоя» поверх существующих систем. У IBM мы видим неудачный вариант объединения на базе «социальной» платформы Lotus Notes, Domino и WebSphere. У Microsoft – интеграцию Yammer с SharePoint.

Даже крупнейшие вендоры поддались соблазну и увлеклись технологиями в ущерб социальности. Все это не могло не отразиться на показателях принятия и освоения инноваций, продлив тираническое правление электронной почты.

Синергия социальности и совместной работы

С методологической точки зрения, нам нужны инструменты, которые централизуют и локализуют всю работу. Так, корпоративные соцсети организуют рабочее место, объединяющее инструменты для управления знаниями, планирования дел, событий и задач, структурирования повседневной активности, фильтры ленты новостей и система глобального поиска. Все нужное собирается в одной точке.

И если традиционные интранеты были нужны для хранения информации, социальные интранеты необходимы для поддержания открытых коммуникаций и повышения производительности. Разница примерно такая же, как между бассейном и рекой. Если вы хотите управлять речным потоком, вам понадобятся плотины, шлюзы и водосливы. А в случае с социальным интранетом потребуются инструменты для управления информационными потоками. Правила и политики, стандарты и системы управления, позволяющие устанавливать, как и кому передается та или иная информация.

Социальное – прежде всего!

Если компания хочет повысить производительность, организовать совместную работу, упростить коммуникации, ей следует выработать индивидуальную стратегию. Стратегию отказа от электронной почты.

Придется внедрять реальные социальные инструменты и серьезно заниматься чейндж-менеджментом. Только так можно полностью трансформировать старые паттерны поведения пользователей. И никаких социальных надстроек, годных лишь для технологического апгрейда инструментов, изначально спроектированных для совсем других целей.

У нас давно есть инструменты для радикальной трансформации методов работы, мы просто неправильно их используем.

Источник: http://www.cmswire.com/cms/social-business/social-business-software-2-sides-of-disruption-024351.php

Лучшие статьи по теме

Комментарии