Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Альфа для бизнеса


Полезные советы для руководителей по «выращиванию» лидеров внутри компании.

Юлия Битюцкая, основатель PR-агентства Plexus

Почему компания теряет прибыль? Как развиваться дальше? Где взять новые идеи? Если поиск ответов на эти вопросы лежит только на ваших руководительских плечах, значит вы, как вожак, загнали себя в угол. Но вместо того, чтобы от тоски выть на луну, лучше попросить помощи у подчиненных. Ведь гениальные идеи могут рождаться и в голове обычного клерка, а простой уборщик в вашем офисе может обладать невероятной деловой хваткой. Как высвободить этот взрывной творческий потенциал и направить его в русло прибыли? Ответ один – вырастить настоящих лидеров внутри компании.

Что за зверь?

Кто такие лидеры? Не будем копаться в сотне определений. Давайте рассмотрим лидеров рабочих групп, иными словами - начальников отделов, с позиции руководителя компании, директора. Для чего ему нужны лидеры внутри компании? Для решения любых бизнес-задач. Лидеры не позволят топ-менеджеру делать всё самому, вкалывая по 18 часов в сутки; не позволят компании увязнуть в болоте нерешаемых задач и остановиться в развитии. Лидеры – это опора директора и локомотив компании.
Лидеры: как отличить? Во-первых, лидеры – это люди, которые научились контролировать, мотивировать и направлять себя для реализации целей и задач. Во-вторых, это сотрудники, способные не только генерировать, но и замечать идеи вокруг. В-третьих, лидеры не боятся действовать, они привыкли сражаться и побеждать.
Где найти лидеров для своей компании? Их можно выловить на рынке труда, переманить от конкурентов или вырастить самостоятельно. В этой статье мы остановимся на третьем варианте.

Приведём яркий пример по «выращиванию» лидеров из мировой практики. В Virgin, огромной мультибрендовой корпорации, на первое место поставлен работник, на второе место — потребитель, на третье — акционер. Её основатель, Ричард Брэнсон, обладающий исключительными способностями управлять людьми, в любой момент готов пообщаться с любым из сотрудников, если у того появилась идея или важный вопрос, а номер его личного мобильного доступен каждому сотруднику. Иногда он устраивает вечеринки для сотрудников в своем доме, куда можно прийти вне зависимости от занимаемой должности. И большинству приходится по душе царящая в компании власть знаний и умений, а не власть занимаемой должности. Единственное требование к каждому сотруднику Virgin — быть верными четырем базовым ценностям бренда Virgin: качеству, конкурентоспособности, инновационности и веселью.

Start up или жизнь

Стартапу, чтобы выжить, нужны сильные лидеры, которые будут ставить себе сверхзадачи и претворять их в жизнь. Но лидерам нужна команда.

Нельзя заставлять людей стать командой, нужно дать им свободу – схожие интересы и цели сплочают лучше, чем должностные инструкции. Но ничего само собой не происходит – внутрикорпоративные коммуникации целенаправленно должны строиться так, чтобы в центре оказались достоинства и потенциал сотрудника, вера в успех каждого, не только в плане карьеры, но и вообще в жизни.

У Стивена Кови есть замечательная книга «Лидерство, основанное на принципах». Основная идея книги в том, что эффективность человека опирается на естественные его принципы, не взятые «извне», а сформировавшиеся внутри. Кови утверждает, что в центре жизни и лидерства должны быть принципы «истинного севера», и большинство опросов показывают, что люди хотят, чтобы ими управляли принципы. (прим.: различают истинные полюса - Север и Юг, и магнитные. Компас, под влиянием магнитных полей, указывает магнитные Север и Юг, т.е. с отклонением).

Кто ваш Альфа?

Есть лидеры, которых не надо выявлять: они всегда активны, амбициозны, решительны. Но есть и другие: они более спокойны, менее разговорчивы, непохожи на типичных лидеров. Кто-то может сказать, что лидерские качества даются от рождения и у второго типа меньше шансов на лидерский успех. Но я считаю, что лидерами не рождаются, а становятся. Любые навыки тренируются. Человек на 90 % зависит от своих привычек, и если лидерские навыки довести до уровня привычки, то из «незвёздного» сотрудника может получиться превосходный топ-менеджер.

Исходя из большинства теорий, что мне попадались о лидерстве, сложилось впечатление, что лидеры – идеальные люди, наделённые сверхъестественными способностями. Они всё делают правильно, могут поддержать беседу о 5-ой модели адронного коллайдера и даже умеют летать. Но лидеры – не мифические существа, они вполне могут быть вчерашними неудачниками. Реальная поддержка команды и руководителя - как раз и есть та подъемная сила, что помогает лидеру взлететь.
Чтобы помочь сотрудникам стать лидерами команд, дайте им понять, что вы не ждёте от них «идеальности». А лучше прямо и скажите, что за ошибки они не будут изгнаны из рая. У всех бывают взлёты и падения, и избавление от страха промахнуться – это именно то, что позволит лидерам команд выдержать сложные времена или сделать качественный прорыв.

Понять, где добыча

Понимание общей цели – это и есть благоприятная почва для выявления способностей сотрудников, которые помогут компании прийти к цели быстрее. Здесь нет стандартных рекомендаций, какие качества сотрудника лучше подойдут для решения задач. Есть забавный так называемый Закон Хлейда, который гласит: решение сложной задачи поручайте ленивому сотруднику — он найдет более легкий путь.

Кроме шуток. Сотрудники не руководящих должностей не всегда понимают «по умолчанию», как их действия влияют на изменения в компании. Помогите им увидеть связь между их повседневной деятельностью и повышением капитализации компании. Расскажите, к чему стремится компания и какова их роль в этом процессе. Проведите серию простых, без официоза, «летучек», на которых расскажите людям о генеральных целях компании. Сформулируйте главные цели в 3-5 предложениях. Лучше проведите короткие презентации несколько раз, но не устраивайте лекцию на 2 часа.

Всю необходимую работникам информацию сделайте доступной: используйте картинки, фотографии, комиксы, демотиваторы, инфографику, диаграммы и видео. Визуализация – лучший друг совещаний и митингов.

Не оставляйте места слухам и домыслам – они способны превратить потенциально сильную команду в группу разочарованных одиночек, мечтающих только о том, чтобы найти другую работу.

Своих не бросаем

Я знакома с замечательной женщиной, генеральным директором крупной компании, которая однажды рассказала о своем подходе: «Если у сотрудников возникают сложности при выполнении задач, я назначаю с ним встречу «тет-а-тет», на которой мы детально всё обсуждаем, совместно анализируем, выявляем причины возникновения трудностей, приходим к обоюдным выводам и находим решения. В таких ситуациях я стараюсь дать возможность человеку самостоятельно разобраться в ситуации, задавая наводящие вопросы. Очень важно, чтобы сотрудник ответил на вопрос не «почему так вышло?», а «что необходимо сделать для того, чтобы это больше не повторилось?» Я не исключаю того, что даже очень опытные управленцы могут не совсем корректно поставить задачу, переоценить способности сотрудника и т.д., поэтому я всегда готова к конструктивному диалогу с подчиненными».

Ещё один совет. Поговорите с теми, кто переживает проблемы, об их хобби. Умение абстрагироваться от текущих проблем - очень важный и полезный навык для лидера любого уровня. Помогите лидерам команд научиться абстрагироваться, и вы увидите, как изменится их подход к решению сложных задач, к преодолению кризисных ситуаций.

Выйти за флажки

Выходите за рамки привычного мышления и не бегите как волки вдоль флажков только потому, что ваш управленческий опыт диктует вам всегда быть истиной в последней инстанции.

Устройте «ловушки креативной энергии», как это делала компания Яндекс с самого начала своей работы. Приятно обустроенные переговорки, места для обеда, досуга и общения способствуют высвобождению творческой мысли, чего не в силах дать стол с жужжащей коробкой. Яндекс эти «ловушки» делал неспроста, из таких закутков вырастали крутые проекты. Вам ничего не мешает делать то же самое.

Учите своих лидеров коллективным техникам мозгового штурма, объединяйте их идеи. Иногда супер-идеи витают совсем рядом, стоит только спросить коллегу, что он думает о сломанной ручке. Стремление к синергии - это не только способ объединить коллектив в единый организм, но и увеличить суммарную эффективность каждого.
Просто помните, что целей компании достигают ваши сотрудники, а не машины и технологии.

Лучшие статьи по теме

Комментарии