Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Социальные интранеты: говорят эксперты



Жизнь полна иронии. История развития IT не является исключением. Корпоративные социальные сети, созданные для активного взаимодействия и совместной работы, нередко сталкиваются с равнодушным отношением пользователей и становятся настоящими городами-призраками, где властвует ветер и кусты перекати-поля.

Для бизнеса обещания социального интранета выглядят весьма соблазнительно: «Внедри что-то в духе Facebook или Twitter - с профайлами сотрудников, лентами новостей, коллективным редактированием, группами, форумами и микроблогами – и просто наблюдай, как расцветает совместная работа!».

Руководители IT и бизнес-подразделений с радостью рисуют в своем воображении, как сотрудники проводят мозговые штурмы, отвечают на вопросы коллег, ищут и находят экспертов внутри компании, вместе редактируют маркетинговые материалы, обмениваются лидами, сообща разрабатывают новые продукты.

Больше того, корпоративные социальные сети считаются отличной заменой доживающим свой век старым интранетам и простаивающим экстранетам, куда не удалось заманить ни клиентов, ни партнеров.

Социальный интранет действительно может быть очень полезным, если все сделано правильно. Так говорят аналитики.

Социальный интранет отлично справляется с проблемой распределенных офисов и филиалов, позволяет эффективно управлять и согласовывать действия коллектива, объясняет Роб Коплович, аналитик Forrester Research. При правильном подходе отдача может быть астрономической, добавляет он.

Сладкозвучным напевам социальных интранетов сложно сопротивляться. По оценкам MarketsandMarkets, к 2019 году мировые расходы на социальные технологии вырастут с сегодняшних 4,77 до 8,14 миллиарда долларов. И в то же время, многие компании с трудом достигают хотя бы минимального уровня принятия и освоения, необходимого для эффективного функционирования корпоративных соцсетей.

"В ближайшее время проблема принятия никуда не денется. В этом плане всем нам предстоит проделать достаточно длинный путь", - говорит Роб Коплович.

Кэрол Роузвелл, аналитик Gartner, считает, что от 70 до 80% компаний, с которыми она общается по поводу внедрения социального интранета, сталкиваются с трудностями.

"Слишком часто нам приходится видеть компании, где руководство очаровано новыми технологиями. Они видят, как быстро выросли соцсети в потребительском секторе. Кажется, что за счет внедрения правильных инструментов можно добиться аналогичного роста и активности пользователей в корпоративных сетях. Однако такой подход себя не оправдывает", - подчеркивает Роузвелл.

Мы уже не раз называли эту цифру, повторим еще раз. По мнению Gartner, в течение 2015 года общее число проектов в сфере Social Business, не достигших поставленных целей из-за неадекватного руководства и переоценки значимости технологий, достигнет 80%.

Шарлин Ли, эксперт Altimeter Group, в целом соглашается с коллегой из Gartner. "Просто внедрить систему и ждать, когда ею начнут пользоваться, недостаточно. Все работает иначе. Проблемы принятия и освоения есть и с ними необходимо считаться", - отмечает Ли.

Ловушек много и они далеко не всегда очевидны:
  • необходимость уделять внимание еще одному источнику рабочих сообщений, когда на электронную почту еле-еле хватает времени и сил, может вызвать сопротивление на местах;
  • кто- то элементарно не захочет раскрывать свои мысли, высказывать мнения в блогах и на форумах;
  • остальные просто не увидят никакой пользы и смысла в новой системе.
Внедрение социального интранета должно иметь конкретную бизнес-цель. Ее необходимо донести до конечных пользователей.
  • Объясните, где и как именно им поможет новая система;
  • организуйте обучение и покажите сотрудникам, каким образом они смогут перенести хотя бы часть своих взаимодействий по почте и в мессенджерах в корпоративную социальную сеть;
  • покажите, что переход на новую систему повышает продуктивность.
Руководители компании должны возглавлять переход на новые технологии и принимать самое активное участие в работе социального интранета.

На технологическом уровне интранет нужно интегрировать с популярными инструментами для повседневной работы. Это может быть все что угодно - CRM и ERP-системы, офисные приложения, календари и т.д.

General Electrics, следуя лучшим практикам в сфере Social Business, сумела успешно внедрить социальный интранет и добиться успеха там, где многие компании до сих пор испытывают проблемы.

У GE есть основная корпоративная соцсесть GE Colab, доступная всем 300 000 сотрудников, и специфические социальные инструменты для отдельных команд и подразделений. Внедрение социального интранета - часть глобальной стратегии GE по переходу на облачные продукты. По замыслу руководства, использование облаков должно облегчить работникам доступ к информации и повысить эффективность работы. GE Colab была запущена в конце 2012 года и сейчас весьма активно используется сотрудниками компании.

"В Colab существуют сотни сообществ. Внутренние исследования говорят, что интранет используется крайне активно", - рассказывает Эндрю Маркович, директор по развитию цифровой стратегии в GE. На сегодняшний день Colab показывает порядка 50 миллионов просмотров страниц, в сети оставлено несколько сотен тысяч комментариев, а среднее время одного визита пользователя составляет около 10 минут.

GE Colab, построенная на базе коммерческой платформы, происхождение которой не раскрывается, представляет из себя классическую корпоративную соцсеть. Colab - интранет для распространения информации и обмена знаниями. Здесь сотрудники могут создавать личные профайлы, подписываться на посты коллег в лентах активности, размещать и расшаривать документы, устраивать мозговые штурмы, находить экспертов, общаться на форумах и внутри выделенных групп.

Так, корпоративные специалисты по поисковому маркетингу, работающие в самых разных точках мира, с помощью Colab нашли друг друга, организовали сообщество и теперь свободно обмениваются идеями и полезными советами.

"В такой компании как GE, где работает 300 000 человек, очень важно иметь возможность соединять людей ", - говорит Эндрю Маркович. Успех GE объясняется очень просто. Нередко решение сначала внедряют, а потом задаются вопросом, какую проблему можно решить с его помощью. В GE все было наоборот.

Компания хотела облегчить своим сотрудникам доступ к информации. С самого начала проекта людей поощряли к использованию интранета. Объясняли, что Colab станет средой, где можно найти ценный контент и завязать полезные для работы знакомства.

"Надо отдать должное, - добавляет Эндрю Маркович. - Люди очень быстро оценили полезные стороны социального интранета и начали им пользоваться".

Главное, чтобы выбранная платформа соответствовал целям компании, считает Шарлин Ли из Altimeter. В успешных проектах всегда четко расписано, как и для чего должна использоваться корпоративная соцсеть, подчеркивает она. Необходимо точно знать, какие проблемы решит внедрение новой системы, будь то упрощение поиска экспертов внутри компании или снижение зависимости от электронной почты. "Многие социальные интранеты не раскрывают свой потенциал в полной мере, их внедряют как технологию, а не как бизнес-стратегию", - поясняет Ли.

Кэролл Роузвелл из Gartner согласна с такой оценкой. Нужно очень хорошо понимать, для чего будет использоваться новый инструмент, указывает Роузвелл. Социальный интранет должен помогать людям лучше справляться с обязанностями: ускорять время исполнения задач или упрощать работу, повышать эффективность или снижать затраты ресурсов.

Компании часто жалуются, что не могут заставить своих работников пользоваться блогами. При этом никто не спрашивает людей, нужен ли такой сервис. Будут ли они полезны и имеют ли хоть какой-нибудь смысл в контексте выполняемой работы.

Участие руководителей, неформальных лидеров и менеджеров высшего звена в общей интранет-активности чрезвычайно важно для проекта. Люди охотно берут с них пример. "Пример руководителей показывает, что новые инструменты предназначены для всех. Лидеры должны моделировать образцы необходимого поведения, ведь именно их будут перенимать подчиненные", - говорит Кэролл Роузвелл.

Как только люди начнут копировать поведение лидеров, в дело должны включаться линейные руководители. Их основная роль - давать подчиненным позитивное подкрепление.

"Мы хотим сформировать новые привычки, новые модели поведения. Люди делают свои первые шаги, делают то, что нужно вам. Поначалу неизбежен определенный дискомфорт, поэтому им нужна ваша поддержка", - заключает Роузвелл.

Алан Лепофски, аналитик Constellation Research, напоминает о важности тесной интеграции социального интранета в бизнес-процессы компании. "Если корпоративная соцсеть не интегрирована с CRM, сервисом файлообмена, инструментами для автоматизации маркетинга, трекинга и управления проектами, она становится просто еще одним инструментом из целого ряда. С этого и начинаются проблемы принятия и освоения", - убежден Лепофски. Организация должна встроить социальный интранет в свои основные бизнес-процессы - в продажи, маркетинг, инжиниринг, считает он.

Если вы хотите создать социальную сеть, которая будет пользоваться популярностью, вовлекать людей в совместную работу, вам придется серьезно подготовиться. Озаботиться планированием, сформулировать концепцию, тщательно подобрать и внедрить элементы, из которых будет состоять интранет. К проекту надо подходить со всем возможным тщанием, знает Роб Коплович из Forrester Research, так как он радикально изменит методы работы огромного количества людей.

"Это трудный путь, намного труднее, чем мы предполагали в самом начале. Однако и отдача весьма существенна. Успешные компании приложили огромные усилия, прошли этот путь и теперь показывают нам первые наброски своих маршрутов, демонстрируют, как добиться хороших результатов", - подводит итог Роб Коплович.

Источник: http://www.pcworld.com/article/2450540/many-employees-wont-mingle-with-enterprise-social-software.html

Лучшие статьи по теме

Комментарии