Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Битва за главную страницу: стоит ли овчинка выделки?

Все мы знаем, с чего начинаются Родина и театр. А с чего начинается интранет? Неважно какой – обычная корпоративная сеть или супермодная социальная платформа. Может быть, интранет начинается с главной страницы? Если так, что же на ней должно быть? Об этом рассказывается в статье Стива Бингхолла, которой мы хотим с вами поделиться. Стив – основатель Two Hives Ltd, консалтинговой компании, которая специализируется на интранетах, платформах для совместной работы и knowledge management’е.

По мнению Стива Бингхолла, разработка главной страницы интранета требует хороших навыков как в искусстве ведения войны, так и в дипломатии. Различные команды, ответственные за разработку, всегда пытаются запихнуть на ограниченное пространство главной побольше функций и контента. При этом им еще нужно обеспечить достойный уровень юзабилити и доступности, приличный дизайн, позаботиться о брендировании.

В то же время эти команды стараются удовлетворить желания разных групп влияния и пользовательских сообществ, некоторые из которых зачастую имеют совершенно противоположные взгляды на характер наполнения главной страницы. К примеру, одни захотят сделать упор на функциях управления и внутренних коммуникаций, которые подчеркнут роль интранета как основного новостного и коммуникативного канала. Другие же будут больше заинтересованы в контенте и функционале для выполнения рабочих задач.

Помимо этого будет еще куча других деталей, о которых придется думать: баланс глобального и локального контента, необходимый уровень персонализации, проблемы с «видимостью» пользовательского контента и информации из социальных приложений и др.

Несмотря на то, что интранет в каждой компании развивается по-своему (у кого-то он более социальный, где-то больше ориентирован на мобильные устройства, у других является порталом для digital workplace), за содержание главной страницы чаще всего борются сразу несколько групп, отвечающих за ее функционал и наполнение.

Но вот вопрос: действительно ли главная страница того стоит? Не преувеличивается ли ее важность? Если вы уже ввязались в переделку с редизайном главной страницы, столкнулись с необходимостью отбиваться от замечаний «а почему на главной нет ссылки на меню столовки?» или боитесь, что не сможете выполнить желания двух противоборствующих группировок в руководстве, мы предлагаем вам несколько мыслей по поводу этой эпической битвы.

Война, в которой не бывает победителей

Помните, битву за главную страницу выиграть невозможно. Интранет-командам в принципе не суждено создать «идеальную» страницу. Какая-то часть юзеров в любом случае будет недовольна.

Тому, кто берется за дело, предстоит все время искать компромиссы, интересоваться мнением руководителей и разных групп пользователей, оперативно реагировать на их предложения и постоянно заниматься тонкой настройкой отдельных элементов. Поэтому на первое место здесь выходят процессы и методы, применяемые в разработке и текущем управлении интранетом, а также гибкость самих интранет-команд, отвечающих за проект.

Все начинается со стратегии

У главной страницы интранета множество функций. Джеймс Робертсон, основатель и директор Step Two Designs, в одной из своих статей выделяет семь базовых функций или разделов: новости, навигация, основные инструменты, ключевая информация, сообщества и корпоративная культура, внутренний маркетинг, сотрудничество.
Главная страница – лицо вашего интранета. Выбор «внешности» будет зависеть от стратегических целей организации. Одно дело, если вы хотите сделать упор на корпоративной культуре, потому что ваша компания недавно пережила слияние. И совсем другое, если ваша задача - обеспечить удобство работы.

Значит, отправной точкой должна стать стратегия компании. Если вы сможете связать воедино концепцию дизайна, стратегию и юзероориентированный подход, то вам (теоретически) удастся добиться мира во всем мире и всеобщего счастья в отдельно взятой организации. :)

Внутренние коммуникации vs. все остальное

Нередко основная битва разворачивается вокруг объема новостей и корпоративных сообщений, которые нужно (или не очень) размещать на главной. Обычно тут у каждой участвующей стороны свое мнение. Источников для разногласий чаще всего тоже несколько. Кто-то в принципе скептически относится к ценности новостей компании во внутрикорпоративных коммуникациях, кто-то недоволен тем, что они могут подвергаться «цензуре». Не менее важная проблема – определить, какие новости вообще никогда не должны появляться на главной.

С точки зрения Стива Бингхолла, корпоративные новости важны, но, как правило, их значимость переоцениваются, а площадей под них отводится слишком много. Впрочем, Стив считает, что все зависит от конкретных стратегических потребностей: если компания переживает кризис или фундаментальные перемены и прямо сейчас нуждается в сильном лидерстве, под новости можно отдать побольше пространства.

Стив предлагает придерживаться одного простого правила: о дополнительном месте под новости нужно заботиться на стадии первичной разработки дизайна главной страницы. Даже в самых продвинутых компаниях, где новостной раздел изначально занимает меньше места, он рано или поздно расползается. Так что проще сразу сделать некий резерв.

На главной можно разместить больше, чем кажется

В вашем арсенале не так мало фокусов, с помощью которых можно осчастливить сразу всех, разместив на главной нужную им информацию. Например, вы можете агрегировать заранее отобранный глобальный, локальный и функциональный контент, предоставив пользователям возможность персонализации и переключения между разными типами контента. Это может быть особенно полезно для контента из социальных приложений и платформ для совместной работы, особенно для их лент активности.

Снижаем значимость главной страницы
Если компания использует не просто интранет, а Digital Workplace, доступ к традиционным для интранета сервисам и функционалу может обеспечиваться с помощью нескольких точек входа. Некоторые из них могут быть вовсе даже не главной страницей интранета.

Отдельная страница может быть у платформы для совместной работы или у видеосервиса. Мобильный доступ к интранету вообще размывает концепцию главной страницы как единой точки доступа, дробя ее на набор функций, приложений и контент- модулей.

Стоит вспомнить и о набирающем популярность тренде «принеси свой собственный девайс» (Bring Your Own Devices - BYOD), который подразумевает, что у каждого юзера будет свой браузер, и вряд ли он установит главную страница интранета в качестве домашней.

Опять же, люди все чаще решают рабочие вопросы в социальных сетях, - Facebook, Twitter, LinkedIn - что снова уводит их за пределы интранета.

Наконец, средний пользователь сам по себе становится грамотнее. Самостоятельно настраивает браузер, устанавливая домашнюю страницу и закладки. Большинство современных юзеров отлично знает, как сразу добраться до нужной им информации, без перехода на слишком пеструю и перегруженную контентом главную страницу интранета.

Фокусируемся на поиске


Развивая идею отказа от стереотипов, Стив Бингхолл приводит в пример гугловский интранет MOMA, с которым ему удалось немного познакомиться на IBF 24 - онлайн-форуме Intranet Benchmarking Forum. Любопытно, что главная страница MOMA выглядит как страница Google: центральное место на ней отведено поисковой строке. Стив считает, что наличие хорошей поисковой системы – ключ к созданию успешного интранета. В принципе, добавляет он, хорошая информационная архитектура, ориентированная на пользователя и специально заточенная под быстрое и успешное решение рабочих задач, вместе с отлаженной системой поиска для большинства пользователей может быть гораздо важнее содержания главной страницы. Вопрос в том, что в итоге более затратно: постоянная регулировка и улучшение поисковой системы или просто размещение контента на главной?

Подведем итог. Главная страница интранета, безусловно, важна. И все же, она – еще не весь интранет. Если вам приходится яростно сражаться за главную, стоит подумать, а так ли она значима по сравнению с другими элементами интранета. Когда в вашей битве неизбежны компромиссы, возможно, стоит просто выбрать более прагматичный вариант.

Источник: http://www.ibforum.com/2012/03/13/the-battle-for-the-intranet-home-page-is-it-worth-the-fight/

Лучшие статьи по теме

Комментарии