Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Геймификация: может ли она повысить эффективность бизнеса?

«Игра» всегда воспринималась как противоположность «работе». Однако, как говорится, «ничто не вечно под Луной», и вот, серьезные люди, ученые мужи вовсю размышляют о том, как бы применить игры для повышения производительности труда и на благо мирового капитализма.

Мы уже затрагивали тему геймификации в контексте аргументов «за» и «против» этой концепции, а в сегодняшней статье посмотрим, какую же пользу приносит геймификация, и сделаем небольшой обзор решений для интранетов. Спасибо за это Диону Хинчклиффу, эксперту в области корпоративных ИТ, бизнес-стратегий и social business.

По мнению Диона Хинчклиффа, геймификация обладает огромным потенциалом в смысле повышения эффективности коммуникаций между людьми и их работы. Как и социальные медиа, с которыми она зачастую неразрывно связана, геймификация – новая перспективная область, которой пока воспринимается частью крупного менеджмента с изрядной долей скептицизма и рассматривается как неподобающая и недостаточно серьезная тема для реального бизнеса. В то же время, благодаря растущему количеству впечатляющих достижений, полученных за счет геймификации, а также развитию профильных инструментов и технологий, уже в течение ближайших нескольких лет геймификация может проникнуть на обычные рабочие места, прогнозирует Дион.

На самом деле, добавляет он, сейчас появляется все больше корпоративных платформ, в особенности социальных интранетов, поддерживающих приложения сторонних производителей. Такие приложения зачастую сами по себе уже содержат отдельные игровые элементы. Это означает, что для многих компаний момент принятия стратегического решения об использовании (или неиспользовании ) возможностей геймификации стремительно приближается, хотят они того или нет.

На первый взгляд, аргументы за геймификацию, которую мы понимаем как использование игровых механизмов для получения положительного эффекта в неигровых областях, очень сильны и их легко сформулировать. Судите сами: при правильном использовании в бизнес-процессах внедрение игровых элементов помогает стимулировать желаемое поведение, увеличивать вовлеченность, отслеживать групповой прогресс, формировать циклы обратной связи, которые ускоряют получение требуемых бизнес-результатов и усиливают их эффект. Но почему и как геймификация делает все это? Считается, что геймификация позволяет напрямую задействовать когнитивную и психологическую предрасположенность людей к участию в игроподобной активности, которая им кажется интересной, увлекательной, полезной и веселой.

Однако веселье как-то не принято связывать с работой. В бизнесе принято ценить другое: достижение целей, строго соблюдение сроков, преодоление и разрешение серьезных проблем. С другой стороны, это как раз область пересечения работы и игры - геймификации. Реальность такова, что сегодня много где, особенно в сфере обслуживания и обучения, от человека требуется повторять однообразные, нудные действия – ежедневно заниматься рутинной, механической работой. Даже самого благонадежного сотрудника такая прелесть может подкосить и полностью демотивировать. А что если бы подобные задания, которые обычно являются ровно тем, что компании абсолютно необходимо для успешной работы, можно было бы сделать более продуктивными и эффективными, одновременно повысив их привлекательность?

Геймификация – дочь дизайн-мышления, базирующегося на глубоком понимании контекста проблемы, и «юзеро-ориентированного» дизайна, который за счет учета желаний, потребностей и ограничений конечных пользователей позволяет создавать действительно качественные продукты. Именно поэтому геймификация имеет все возможности для существенного повышения эффективности коммуникаций и работы. Она воплощает в себе важный принцип: хочешь, чтобы работа была сделана максимально хорошо, сделай так, чтобы люди могли работать наилучшим для них способом.

В потребительской сфере на протяжении долгого времени игры проектировались так, чтобы «порабощать» людей, удерживать им настолько долго, насколько это возможно, поощряя их к завоеванию новых высот и достижению трудоемких, командных целей с такой целеустремленностью и силой намерения, которые были абсолютно недостижимы в рядовых бизнес-процессах. Мы только сейчас начинаем осознавать, что это вполне достижимо и понимать алгоритм для организации бизнес-процессов по сходной модели.

Невозможно? Достижимо!


Последние несколько лет геймификация демонстрирует все больше впечатляющих результатов, которые становится трудно игнорировать. Как только средства геймификации нацеливаются на многолетнюю, казавшуюся неразрешимой проблему, она сдается, подчеркивает Дион Хинчклифф..

В конце января 2012 года журнал Scientific American сообщил, что с помощью краудсорсинга на основе специального онлайн-приложения игроки смогли создать новую модификацию белка, которую можно использовать в изготовлении широко спектра веществ, от лекарств до пестицидов. Игроки за довольно короткий срок создали в 18 раз более активную модификацию энзима, которую ученые не могли получить уже несколько лет.

The Wall Street Journal в октябре 2011 опубликовал статью, в которой рассказывается о 15% снижении времени ожидания и 12% увеличении продаж в колл-центрах оператора виртуальных колл-центров LiveOps Inc за счет геймификации рабочих процессов.

Как работает геймификация и какие она использует процессы, мы начали понимать только с переходом на Web 2.0. Сейчас мы уже видим, что краудсорсинг может быть чрезвычайно важным элементом успешной геймификации. Они отлично дополняют друг друга, позволяя без лишних затрат привлекать людей к массовому сотрудничеству и создавать обширные группы игроков, которые затем можно направлять к желаемой цели с помощью специальной «архитектуры приобщения», использующей игровые фишки для увеличения глубины и продолжительности вовлеченности. Хотя геймификация может приносить хорошие плоды и без краудсорсинга, подключение и использование ресурсов различных аудиторий неспециалистов увеличивает инновационность, масштабируемость, гибкость и емкость геймифицированных бизнес-процессов. 

Геймификация: инструменты и платформы

Чтобы грамотно реализовать геймификацию, нужно подходящее ПО. До недавнего времени компании обходились самописными системами, так как на рынке элементарно не было готовых индустриальных решений. На сегодняшний день появился даже некоторый выбор решений от разных вендоров, включая несколько стартапов.

Ниже мы приводим несколько примеров, которые либо изначально ориентированы на бизнес, либо могут легко использоваться в бизнесе, хотя для них возможны и другие применения.


Bunchball. Одни из пионеров корпоративной геймификации. Сначала предлагали свое решение как платформу, которую необходимо интегрировать с корпоративным интранетом, сайтом и приложениями, однако в последнее время замечены в выпуске готовых решений, таких как новый гейм-модуль для социальной платформы Jive. Фидбек здесь реализован в виде достижений, статусов и наград. Есть аналитика в реальном времени.


Badgeville. Этот облачный сервис сочетает в себе концепции социальных игр, традиционных программ лояльности и социальных сетей. В итоге получается то, что на Западе называют «решениями для управления жизненными циклами поведения» (behavior lifecycle management solutions). Фишка Badgeville – мобильные игровые профайлы участников, которые используются и на корпоративном сайте, и в мобильных приложениях, и в сообществах, и в CRM-системах. Кроме того, в Badgeville есть поддержка программ для сравнительного анализа.


BigDoor. Заявляя, что уже более 280 миллионов действий, совершенных пользователями системы, были вознаграждены, BigDoor была и остается решением, ориентированным в первую очередь на потребителей. Сервис направлен на повышение лояльности и уровня вовлеченности участников в уже существующих точках взаимодействия. Bigdoor раздает игрокам бейджи, задания и поощряет их к участию с помощью ощутимых вознаграждений.


Gigya. Новая комплексная платформа для внедрения в работу игровых механик. Предлагает целый набор как уже готовых, так и полностью кастомизируемых плагинов для поощрения необходимого поведения и стимулирования соревновательного духа внутри сообществ. Платформа позволяет зарабатывать очки и получать награды за участие в конкурсах, комментирование или привлечение других людей. Игроки получают уровни, набирая очки, а данные о прогрессе можно выводить в Facebook и Twitter.


Punchtab. Реализует готовые сценарии поддержания лояльности, вовлечения, мотивации. Punchtab можно назвать одним из самых простых в установке инструментов для геймификации. В основном предназначен для «внешней» геймификации. Радует пользователей бейджиками и достижениями, также в нем реализованы механизмы для раздачи действительно ценных призов и наград.

Очевидно, что геймификация находится на раннем этапе становления, говорит Дион Хинчклифф. Только отдельные представители серьезного менеджмента, сильными сторонами которых является стратегическое планирование, активно сватают бизнесу геймификацию. Большинство же придерживается реактивной, а не проактивной позиции. На самом деле, добавляет он, у компаний и так голова идет кругом от других не менее серьезных и стремительных изменений. Поэтому пока что геймификация не входит для них в пятерку самых важных дел. Вместе с тем, Хинчклифф ожидает, что уже в этом году многие компании займутся тактическими экспериментами с геймификацией некоторых бизнес-функций или ее внедрением на уровне отделов.

Источник

Лучшие статьи по теме

Комментарии