Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Лента активности или полноценный социальный интранет?

Лента активности – центральный элемент многих корпоративных социальных платформ, таких как Yammer, Socialcast, Chatter. Эти решения очень активно продвигаются, привлекая к себе огромное внимание со стороны рынка. Однако никто не торопится рассказать нам о серьезных недостатках лент активности. Например, в них нет эффективных механизмов поиска и навигации. И вообще, как вы реализуете HR-процедуры, если у вас нет ничего кроме ленты активности?

Страсти по лентам

Что такое лента активности? Это хронологический список, в котором отображаются изменения статусов пользователей, онлайн-обсуждения и уведомления о выполнении заданий. По смыслу это все очень похоже на «Ленту новостей» в Facebook. Только со своими, рабочими, нюансами.

Чаще всего с содержимое ленты можно комментировать, «лайкать», заносить в избранное, делиться им с коллегами. Гораздо реже лента активности предстает в виде автоматически генерируемого журнала действий со ссылками на рабочие материалы. Очень часто в одном флаконе идет лента и микроблоги.

Лента активности может быть частью чего-то большего, одной из множества функций социального интранета, или же – основным компонентом решения.

В нашем любимом Битрикс24 лента активности, она же «Живая лента», собирает воедино всю необходимую информацию по задачам, обсуждениям и действиям коллег, позволяя всегда быть в курсе событий. Поток уведомлений можно легко настраивать в зависимости от потребностей. Другими словами, в Битрикс24 «Живая лента» это в первую очередь агрегатор информации, поступающей из прикладных рабочих инструментов.

В платформах типа Yammer, Socialcast, Chatter лента активности – это основной функционал. Среди них особенно отличился Yammer, который в итоге был куплен корпорацией Microsoft. В свое время он показал стремительный взлет популярности и набрал большое количество пользователей. В результате у многих сложилось превратное мнение, что лента активности это и есть социальный интранет. Некоторые думают, что именно лента является краеугольным камнем концепции Social Business. Конечно же, это не так. 

Ленты активности против традиционных интранетов

С чем у нас сегодня ассоциируется олдскульный интранет? С одинокой, не обновлявшейся года три страницей инструкций отдела кадров. Безусловно, на таком фоне решение, построенное на ленте активности, выглядит очень ярко и выигрышно.

Лента активности – живой поток информации, в котором любой контент, любая дискуссия отображаются в реальном времени. Пользователи могут наблюдать за этим потоком, присоединяясь к интересным обсуждениям и открыто озвучивая свои мысли и мнения. Это с одной стороны.

С другой стороны все выглядит немного иначе. Бесконечный поток уведомлений может засыпать пользователя тоннами информации, точно так же, как это делает электронная почта. Контент в ленте не структурирован, найти в ней что-нибудь нужное очень непросто. Да, лента активности играет очень важную роль в социальном ПО нового поколения. Однако закрывать глаза на ее недостатки тоже нельзя.

Сильные стороны ленты активности

(+) Прозрачные коммуникации. В ленте все общение идет « в открытую», чем выгодно отличается от переписки по электронной почте. Пользователи могут свободно подключаться к любым обсуждениям, если им есть что сказать.

(+) Случайные открытия. Полная прозрачность, открытость диалогов и действий дает возможность интуитивно, практически случайно находить полезную информацию, которую иначе отыскать практически невозможно.

(+) Статусы и мысли вслух. Ой, как вряд ли вы будете рассылать письма с сообщениями вроде «А я сейчас пишу коммерческое предложение для «Ространстройглавнефтегаза» или «Наш новый сайт такой классный!». Зато это вполне можно написать в ленте. И далеко не всегда подобная информация будет бесполезной для других.

(+) Вопросы ко всем. С помощью ленты всегда можно задать вопрос конкретной группе пользователей или сразу всем, если вы точно не знаете, у кого спрашивать.

(+) Постоянная информированность. Благодаря ленте активности вы всегда будете знать, о чем говорят и над чем работают ваши коллеги.

Недостатки ленты активности

(-) Поиск. Вы когда-нибудь пробовали найти статью, которую ваш друг запостил в Facebook неделю назад? А твит десятидневной давности? Поток информации в ленте активности может быть очень большим. Однако информация в ленте не структурирована, поэтому поиск работает плохо.

(-) Навигация. У каждого сайта средней добротности есть понятная структура и система навигации. Все это мы можем называть «информационной архитектурой». Если информационная архитектура есть, добраться до нужной информации очень просто. В лентах активности информационной архитектуры нет и адекватную систему навигации, как правило, создать невозможно.

(-) Справочный контент и помощь в повседневной работе. Вся реклама социального ПО кричит: «На смену монологу придет открытое общение!». Прекрасно. А как в этом новом ПО обстоит дело с доступом к официальной корпоративной информации, а также формам, бланкам и заявлениям? В традиционных интранетах такая задача решается легко. Ленты активности, как правило, не позволяют выделить отдельный раздел под справочную информацию или предлагают крайне неэффективные решения.

(-)
Возможности для совместной работы. Ленты активности – отличная площадка для обсуждений. Но на этом их возможности по совместной работе, в общем-то, заканчиваются. В них нет функционала для работы с контентом. Социальный интранет может хранить разные версии одного документа, лента активности – нет.

Главный минус лент: отсутствие информационной архитектуры

У недостатков ленты активности один источник – отсутствие информационной архитектуры. Нет глобальной системы навигации, карты сайта, почти нет или совсем нет метаданных для контента.

Традиционный интранет или система управления контентом (CMS) не обеспечивают возможности для интерактивных коммуникаций и совместной работы. Зато у них все в порядке с информационной архитектурой. Вся информация, будь то шаблон презентации, образец заявления на отпуск, новости или статьи, распределена по конкретным разделам и легко ищется через поиск.

В ленте активности вы можете создавать группы, но не разделы для контента. Вы можете загружать файлы, но не на определенную страницу на сайте или в список документов. Наконец, ничто не мешает вам набить какую-нибудь инструкцию. Однако у нее не будет выделенной страницы, встроенной в общую систему навигации.

Ленты активности лишены и недостатков и преимуществ традиционных интранетов. Что мы имеем в итоге? Непрерывный поток информации с коротким «сроком годности». Обсуждения теряют актуальность уже через несколько дней. Информация стремительно накапливается, сводя эффективность поиска на нет. Решить эту проблему в рамках стандартного ПО для лент активности невозможно.

Не идите на странные компромиссы

Иногда компании идут по странному пути. Используют отдельно ленту активности и старый добрый интранет. Поддержка такой конструкции и обучение персонала требуют в два раза больше ресурсов. Опят же, приходится расширять штат службы техсопровождения. Ресурсов уходит больше, а результативность меньше. Когда сотруднику приходится изучать две разные системы, два разных интерфейса, и каждый раз думать, где находится нужный инструмент или информация, он… просто перестает ими пользоваться.

Социальные интранеты: золотая середина

В плане функционала социальные интранеты - золотая середина между традиционными корпоративными сетями и лентами активности.

Правильный социальный интранет, такой как Битрикс24, сочетает в себе все преимущества социального ПО без потери полезных функций традиционных интранетов. Здесь есть и строгая иерархическая навигация и социальные функции.



В Битрикс24 без проблем можно выстроить иерархическую навигацию и разграничить права и доступы разных категорий пользователей. Как в традиционном интранете, здесь можно присоединять файлы и управлять ими, работать с разными версиями документов. При этом в нем присутствуют все необходимые социальные функции:
  • Лента активности;
  • Информативные профайлы сотрудников;
  • Комментарии;
  • Вики с возможностью совместного редактирования;
  • Микроблоги;
  • Группы;
  • Cтатусы;
  • Мгновенные сообщения и многое другое.
Проанализируйте, какие инструменты нужны вашим сотрудникам. Хватит ли вам функционала ленты активности. И сделайте правильный выбор.

На основе: http://www.thoughtfarmer.com/blog/2012/09/26/activity-stream-software/

Лучшие статьи по теме

Комментарии