Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Совместная работа: что это на самом деле?

Сегодня мы хотим поделиться с вами очень правильной и полезной статьей о «совместной работе» (collaboration). Автор статьи, Эфраим Фрид, директор по маркетингу в ThoughtFarmer, детально анализирует понятие «совместной работы». Проведя четкую границу между совместной работой и другими видами рабочей активности, он подчеркивает, что даже при наличии нужного инструментария, совместная работа начинается, прежде всего, с корпоративной культуры и общих целей.

Совместная работа: правда и вымысел

Понятие «совместная работа» (collaboration) сегодня используют все кому не лень, к месту и не к месту. Если говорят о социальных платформах, почти всегда упоминают «совместную работу». Термин замусолили, значение его размыто и все это приводит к жуткой путанице. Крайними в такой ситуации оказываются компании. В погоне за иллюзорной «совместной работой» они рискуют потерпеть вполне реальную неудачу.

Когда совместная работа не удалась

Во время работы в одной глобальной некоммерческой организации, где я отвечал за интранет, мне пришлось столкнуться с очень странной и неожиданной проблемой. Мы запустили корпоративную социальную сеть с целым набором инструментов для совместной работы. Однако часть сотрудников стала жаловаться, что им не хватает возможностей для совместной работы. Полная чертовщина, правда?

Такой поворот событий заставил меня начать исследования реальной природы совместной работы. В результате я смог сформулировать крайне простое определение и пришел к очень важному заключению: совместная работа – прерогатива человека, ни один инструмент сам по себе не может решить проблему отсутствия совместной работы.

Кому-то это покажется прописной истиной. Для меня это стало открытием, поскольку в свое время я поверил концепции «если ты все подготовишь, они обязательно придут и начнут пользоваться». Только методом проб и серьезных ошибок я смог выяснить, как именно корпоративная культура и управленческие методики влияют на совместную работу, либо пестуя, либо уничтожая ее в зародыше.

Простое определение совместной работы

Вот к чему я пришел на собственном опыте: совместная работа, это когда два человека или больше работают вместе для достижения общей цели.

Определение действительно простое. Сейчас, когда понятие «совместной работы» заболтали донельзя, нам отчаянно необходима четкая формулировка. Эксперты в сфере Social Business твердят о жесткой необходимости перехода к инновационным моделям ведения бизнеса, построенным на совместной работе. При этом все они выдумывают невероятно сложные концепции, определения и формулы, которые лишь скрывают неоднозначную действительность.

Один раз критически проанализировав наше простое определение «совместной работы», мы сможем понять его содержание намного лучше, чем из самых величественных и сложных формулировок. А значит, поймем, ведется ли в вашей компании настоящая совместная работа или сотрудники используют социальный интранет для других целей.

Давайте попробуем сделать это вместе.

Анализируя «совместную работу»

Итак, наше определение состоит из трех частей:
  • Два и более человека – команда;
  • Работают вместе – процессы;
  • Для достижения общих целей – результат.
Как вы видите, технологии или программное обеспечение не упоминаются вовсе. При этом в нашем определении есть все необходимое для понимания сути совместной работы.

Начнем с того, что совместная работа возникает в командах. Если большая группа людей одновременно пользуется социальной платформой, это не имеет прямого отношения к совместной работе. Здесь может иметь место общение, взаимодействие, обмен знаниями, увеличение вовлеченности, но это не будет совместной работой.

Идем дальше. Совместная работа подразумевает, что люди работают вместе (простите за тавтологию) и участвуют в общих процессах. Здесь на сцену выходя технологии, однако далеко не все процессы на них завязаны.

Наконец, результат. Тут возникает самая большая путаница. Если люди работают вместе, но у них нет общей цели, это «взаимодействие», «временное сотрудничество», но никак не «совместная работа».

Социальные интранеты отлично стимулируют и взаимодействие, и совместную работу. И все-таки это не синонимы. У «совместной работы» есть свои, очень четкие рамки.

Совместная работа: чем она не является

Мы подошли к сути проблемы. Люди уже привыкли называть «совместной работой» все так или иначе связанное с социальными платформами. Социальные интранеты действительно предоставляют широкие возможности для совместной работы, но не каждое действие в социальной корпоративной сети попадает под это определение.

Микроблогинг только не всегда относится к совместной работе.
Внедрили движок для микроблогинга. Все начали постить статусы. Совместная работа? Нет! Нет команды, нет общей цели - отсутствует основа для совместной работы. Микроблогинг в масштабах компании - просто общение. Да, он способствует случайным открытиям и находкам, что очень важно. Он дает людям возможность высказываться, облегчает возникновение связей и подводит к совместной работе. И все-таки просто постить статусы и болтать со всеми, кто на них реагирует, это вовсе не совместная работа.

Когда микроблогинг становится совместной работой? Если члены одной команды с помощью микроблогов обмениваются новостями по общему проекту, они участвуют в совместной работе. Возьмем пример: маркетинг-команда в преддверии дедлайна постит в статусах информацию о выполненных задачах и возникающие по ходу работы вопросы. Мы имеем определенную группу людей (маркетинговая команда), которые работают вместе (над одним проектом) для достижения общей цели (дедлайна проекта). Все условия соблюдены.

Если у вас есть интранет, это не значит, что в нем идет совместная работа.
Наличие социального интранета автоматически означает только две вещи. Первая: у всех сотрудников есть личные профайлы в корпоративной сети. Вторая: сотрудники могут находить других друга и общаться с помощью интранета. Это очень полезно и важно, особенно для больших компаний с несколькими отдельными офисами. Однако контакт с коллегой из нью-йоркского офиса, который продает такой же товар, нельзя назвать совместной работой. Это просто взаимодействие в сети. Оно может постепенно перерасти в постоянное общение и даже в совместную работу, но само по себе совместной работой не является.

Обмен знаниями - не всегда совместная работа. Многие компании используют социальные платформы для активного обмена знаниями. Иногда обмен знаниями является совместной работой, но далеко не всегда. Если у вас просто есть общий «форум идей», это еще не совместная работа. Нет конкретной группы людей, нет совместных процессов, нет четкой общей цели. Даже если вы собираете идеи по вполне определенной проблеме («Как нам сократить расходы на 15% к следующему году?»), наличие конкретной цели не превращает происходящее в совместную работу.

Когда обмен идеями превращается в совместную работу? Если у вас есть конкретная проблема, которую вам необходимо решить (желаемый результат), вы подключаете определенную группу людей к генерации идей (команда) и у вас есть методика работы с этими идеями (процесс), вы можете говорить о настоящей совместной работе.

Комментарии к новостям и сообщениям - тоже не совместная работа. Вы дали людям возможность комментировать новости? Отлично! Все это помогает наладить коммуникации внутри компании, но совсем, совсем не относится к совместной работе.

Говорим «совместная работа», подразумеваем «команда»

Хотя мы привыкли думать о совместной работе как о чем-то всеобъемлющем, чаще всего она «возникает» в достаточно маленьких группах. Обычно у таких групп очень понятные и простые цели.

Если вы хотите стимулировать совместную работу в организации, вам придется провести работу со всеми участниками процесса. Нужно научить каждую команду работать совместно. Объяснить менеджменту, как именно содействовать совместной работе. Обучить всех сотрудников работать соответствующим образом. Наконец, стимулирование совместной работы требует использования социальных инструментов совершенно конкретными способами.

Имейте свое представление о совместной работе

Думая о Social Business, многие ассоциируют его с социальным ПО, внедренным в корпоративном масштабе. Сразу же представляется, что у каждого сотрудника есть собственный микроблог и это и есть «совместная работа».

Совместная работа – это командная деятельность, нацеленная на определенный результат. Социальный интранет и другое социальное ПО способно крайне эффективно стимулировать совместную работу. При этом ни в коем случае нельзя смешивать все возможные свойства и виды деятельности в одном термине. Совместная работа обуславливается как инструментами, которые мы используем, так и взаимодействием между людьми.

И когда кто-нибудь заявит вам, что вы должны повысить свою эффективность в сфере совместной работы, задайте ему три простых вопроса. Кто именно должен повысить эффективность? Как это можно сделать? И в какой именно области, в каком проекте или виде деятельности? В нашем распоряжении много полезных терминов. Социальные интранеты могут стимулировать не только совместную работу, но и коммуникации, взаимодействие, координацию, обмен знаниями, идеями и многое другое.

Наша задача – не путать одно с другим и выбирать (предлагать) решения, которые будут соответствовать нашим потребностям (или потребностям наших заказчиков).

Источник: http://www.thoughtfarmer.com/blog/2012/08/14/what-collaboration-really-means/

Лучшие статьи по теме

Комментарии