Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

7 способов улучшить коммуникации в команде



Формирование эффективной команды – сложная задача. Особенно, если речь идет о динамичной компании с сетевой структурой и большим количеством виртуальных сотрудников. И лидеру и членам команды потребуются немалые усилия. Им придется научиться вести серьезный диалог, уважать культурные и профессиональные различия партнеров по коллективу.

Люди инстинктивно отличают серьезный диалог от поверхностного общения. Всем нам знакомо чувство удовлетворения от подлинного контакта с другим человеком. А вот пути налаживания такого контакта сильно зависят от культурных особенностей участников. Невозможно наладить взаимодействие по приказу сию же секунду, на это нужны определенные силы и время.

Когда речь заходит о серьезном диалоге, западный человек в первую очередь думает про «обмен мнениями» и «общую точку зрения», а восточный - про «теплые чувства» и «сердечный разговор». При этом и те и другие выделяют одни и те же значимые факторы: обмен информацией, взаимное доверие и уважение, общие интересы.

Можно выделить 5 разновидностей затруднений во взаимодействии, равно применимых к взаимоотношениям внутри организации и к личной жизни. Шкала оценки, разработанная Говардом Перлмуттером, позволяет оценить текущее состояние коммуникации и подобрать подходящие пути решения.

Разновидности проблем во взаимодействии
Неразвитый диалог. Отсутствие диалога или позитивного контакта за последнее время, иногда уклонение от общения. Еле теплящиеся отношения означают, что участники плохо знакомы друг с другом или не заинтересованы во взаимодействии. Как вариант, состояние может отражать подспудное нежелание идти на контакт.

Неудавшийся диалог. Взаимодействие имело место в прошлом, однако сейчас попытки продолжить общение отсутствуют. Плохие воспоминания, незалеченные раны, незакрытые долги не дают восстановить диалог и прийти к взаимному пониманию.

Угасающий диалог. Уровень доверия и уважения неуклонно снижается. Попытки преодолеть разногласия терпят неудачу. Наблюдается явное ослабление взаимных связей, а различия начинают перевешивать сходные черты. Обеим сторонам становится все труднее преодолевать многочисленные расхождения.

Замороженный диалог. Диалог есть, но позиции сторон полярны, а сами участники находятся в состоянии эмоционального и когнитивного тупика. Преодолеть различия не представляется возможным. Вмешательство посредников терпит неудачу, со стороны ситуация видится как «хронический пат».

Безжизненный диалог. Обмен информацией между участниками минимален. Уровень открытости низкий, выслушивать друг друга не принято, господствуют оборонительные алгоритмы общения, совещания проводятся редко. Область информационного обмена между членами коллектива постепенно и неуклонно сжимается.

Развитие серьезного диалога
Типизация проблем во взаимодействии не имела бы смысла без способов их преодоления. Говард Перлмуттер разработал 7 способов развития взаимодействия и улучшения коммуникаций в команде.

1. Преодоление. Конструктивная работа с различиями. Подразумевает уважение, осознание и преодоление различий - временных, лингвистических, культурных и географических. Тут требуется немалое терпение, но как только вы достигнете своей цели, обмен информацией и идеями начнет протекать более свободно.

2. Построение связей. Поощряйте деятельность, которая стимулирует формирование взаимного доверия и уважения. Ваша цель - дружеские чувства и разговоры по душам. Здесь важно не только доверять коллегам и уважать их, но и подходить к ним как к живым людям со своими особенностями, а не как к абстрактным рабочим единицам.

3. Объединение. Делайте упор на «мы», а не на «я» и «ты», поддерживайте командную атмосферу. Это дорога к плодотворным диалогам, продуктивной взаимозависимости и даже общей идентичности.

4. Смешивание. Комбинируйте идеи разных людей, стимулируйте совместные творческие процессы. Используйте сильные стороны членов команды и преимущества совместной работы. Развивайте идеи коллег, говоря «и» вместо «но». Создавайте предпосылки для возникновения синергии от взаимодействия людей с разным культурным фоном и историей.

5. Ограничение. Направляйте коллективную энергию на выполнение значимых задач, важных проектов, подбирайте плодотворные области для обмена знаниями. И не забывайте устанавливать границы для совместной работы, чтобы столь ценный ресурс не расходовался зазря или не по назначению.

6. Закрепление. Формируйте ответственность за работу над проектом, выделяя участникам долю в конечном результате. Так вы повысите взаимное доверие внутри коллектива и усилите ориентированность на будущий успех. Ваша задача - объединить людей для достижение общей цели и получения общего результата.

7. Построение. Если вы справляетесь с задачей «закрепления», позаботьтесь и об успешной реализации самого проекта. Разработайте четкую архитектуру, единое видение и систему управления проектом. Здесь важно использовать всю палитру умений и культурных особенностей команды для достижения общей цели.

Перечисленные методы лучше работают в комбинации, а не поодиночке. Взаимодействие внутри команды особенно важно в виртуальных рабочих группах. С его помощью наводятся мосты и запускается серьезное общение. Цель лидера - разбавить деятельность, ориентированную на решение конкретных задач, активностями, которые ставят во главу угла взаимоотношения между людьми, укрепляют взаимное доверие и дают чувство причастности к будущему компании.

Источник: http://www.inc.com/paul-schoemaker/how-to-foster-deep-dialog-in-teams.html

Лучшие статьи по теме

Комментарии