Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Как посчитать возврат инвестиций в Enterprise 2.0?



Многие полагают, что прибыль от вложений во внутренние коммуникации, во внтурикорпоративные решения неизмерима. Подчас именно это и тормозит внедрение социальных технологий в компании. Действительно, прямого дохода подобные инвестиции не приносят, но это не значит, что посчитать результат никак нельзя. Можно, если определиться, что есть результат и в чем его измерять.
О том, как правильно оценить возврат инвестиций во внутренние коммуникации, нам рассказал Юрий Федосеев, основатель компании DaOffice.


Все возможно, но не все стоит делать


Для начала уточним, когда не стоит считать ROI. Затея бессмысленна, если вы или ваше руководство еще не определились, нужно ли вам вообще некое решение Enterprise 2.0. Доказывать с помощью ROI предположительную эффективность внедрения или пытаться убедить руководителя, не верящего в проект, не имеет никакого смысла. Тем более, если вы сами сомневаетесь в необходимости такого проекта в вашей компании.

Вместо этого стоит сделать пилотный проект и рассмотреть не финансовые, а эмоциональные затраты и выгоды.
Посчитать финансовые выгоды легко – они вполне измеримы. Например, сотрудник тратит в день 2 часа на работу с электронной почтой, а после внедрения корпоративного решения ему хватит и полутора часов. Подобные подсчеты для руководства убедительны.

Но внутрикорпоративная система может приносить и выгоды эмоционального характера. При этом, измерить их и выразить в каких-то сравнимых величинах - достаточно сложно. Например, сотрудник теперь не только будет работать на полчаса меньше, но будет доволен своей работой, будет приходить в офис с удовольствием. Он будет осознавать, чего от него здесь ждут, и ему будет нравиться выполнять то, что ему поручают.

Эмоциональные выгоды, равно, как и затраты, перечислены во многих исследованиях: к чему приводит невовлеченность сотрудников, когда они не знают миссию компании, не разделяют ее, когда они приходят на работу и ненавидят своего начальника – и т.д.
Чтобы представить эмоциональные выгоды, задайте себе всего два вопроса:
  1. Какие затраты несет компания, когда сотрудники испытывают стресс, не получают обратной связи и работают «из-под палки»?
  2. Что получит компания, если сотрудники сплотятся в единый организм и будут нацелены на достижение лидерства на рынке?
Подумайте, сколько может стоить решение команды объединиться в кризисной ситуации, чтобы победить конкурента? Если внедряемая система Enterprise 2.0 настолько сплотит коллектив, можно больше ничего не доказывать. Это намного дороже, чем стоимость проекта и предположительные риски.

Можно провести сравнительную оценку финансовых затрат на проект. Например, стоимость платформ для корпоративной социальной сети колеблется от 3 до 20 долларов в месяц на одного сотрудника (информация о ценах на платформы Yammer, Jive Software, Socialcast, DaOffice). То есть, вместо ежемесячной платы за работу социальной сети на каждого сотрудника можно оплатить ему один обед, участие в корпоративе, или приобрести обычный степплер.

Когда стоит считать ROI

Считать возврат инвестиций нужно в «официальных» случаях: когда требуется провести официальную процедуру согласования проекта, например. Кроме того, ROI будет хорошим обоснованием для скептиков.
И, конечно, стоит заранее планировать успех, а значит, на основе модели оценки ROI выработать рабочие KPI проекта.

Модели расчета ROI для Enterprise 2.0

Существует несколько моделей, предназначенных для оценки возврата инвестиций на внедрение Enterprise 2.0.
Одна из них предложена институтом McKinsey. Согласно исследованиями, проводимым этой организацией, коммуникации с помощью соцсетей могут повысить продуктивность взаимодействующих сотрудников на 20-25%.

Еще одна модель разработана Forrester Research.
Она предлагает оценивать такие измеряемые выгоды, как сокращение затрат за счет исключения дублирования задач и реорганизации бизнес-процессов, экономия затрат за счет улучшения совместной работы и коммуникаций, повышение продуктивности сотрудников за счет быстрых коммуникаций и доступа к экспертизе, ускорение адаптации новых сотрудников.

Практическую реализацию модели от Forrester предлагают специалисты компании DaOffice в своем калькуляторе ROI. Калькулятор позволяет указывать любые составляющие модели, подставляя в них реальные данные конкретной компании, например, количество сотрудников, среднюю зарплату, затраты на обучение и множество других показателей.



Таким образом предлагается учитывать самые различные факторы, например, экономию затрат в проектах, продуктивность вовлеченных и невоволеченных сотрудников, затраты на адаптацию новых сотрудников и т.д. Результат подсчетов – выгода от внедрения корпоративной соцсети через указанный период времени в четком денежном выражении.




Что действительно стоит учитывать


Определяя рабочие KPI проекта, стоит помнить о следующих моментах:
Для того, чтобы получить KPI от какой-то системы, нужно убедиться, что система работает. Если система внедрена, но не работает, вряд ли она приносит ценность для бизнеса. Поэтому, прежде всего, в проекте запуска системы должны быть KPI по работоспособности этой системы. У всех западных коллег эти KPI ясно ставятся. Таким образом, становится понятно, что внедренную систему сотрудники используют.

К таким критериям относятся:

  • Количество активных профилей
  • Посещаемость (количество заходов в день, время онлайн)
  • Связи: подписки (followers)
  • Активность: количество сообщений, комментариев, рекомендаций (likes)
  • Скорость ответа на вопросы и многое другое
Однако, то, что сотрудники используют систему, совсем не гарантирует того, что система приносит ценность для бизнеса.
Поэтому следует измерять, насколько система полезна для данной конкретной компании. В этом случае полезны такие критерии, как:

  • Информированность сотрудников в разрезе каналов коммуникаций
  • Вовлеченность сотрудников по разным факторам
  • Качество внутренних коммуникаций по опросам сотрудников
  • Количество реализованных идей, предложенных сотрудниками
Если вы сомневаетесь в чем-то, обратитесь к кейсам других компаний, посмотрите, какую выгоду они получили после внедрения. Пообщайтесь с представителями компаний, уже внедривших корпоративные соцсети, узнайте, как они убедили руководство, считали ли они ROI и какие еще критерии учитывались.
В заключение хочется еще раз сказать – считайте ROI только тогда, когда это действительно нужно.

Лучшие статьи по теме

Комментарии