Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Дон Тапскотт о совместной работе и вреде электронной почты

Представляем вашему вниманию интервью одного из авторитетнейших мировых экспертов в области бизнес-стратегий Дона Тапскотта, в котором он рассказывает о ближайшем будущем, где будет процветать совместная работа и никто не сможет вспомнить, что такое электронная почта.

Как мы можем перейти от электронной почты к новым социальным платформам, которые включают в себя социальные сети индустриального уровня? Не с помощью Facebook, конечно, это не тот инструмент. На сегодняшний день есть широкий выбор подходящих инструментов: вики, блоги, микроблоги, приложения для работы с идеями, проектный менеджмент нового поколения – то, что я называю средствами для совместного принятия решений. Все это - социальные инструменты для принятия решений, новые операционные системы для компаний XXI века. Операционные системы как платформы, на базе которых талант – который мы можем рассматривать как приложение – работает, показывает результат и достигает высокой производительности.

Мы шли к этому долгие годы, методом проб и ошибок. Возьмем, к примеру, менеджмент знаний. Как концепция и методика он потерпел неудачу. Мы считали, что знания это конечный, ограничиваемый ресурс. Думали, что знания ограничены пределами компании и мы можем ими управлять, просто консервируя, упаковывая их в контейнер.

Казалось, если мы можем взять все знания абстрактной Джессики и поместить их в контейнер, в компьютерную систему, то когда она уйдет из компании, у нас все равно будет своя Джессика. Безусловно, это была иллюзия, потому что знание – ресурс бесконечный и неограничиваемый. Самая важная часть знания не может храниться где-то на полке внутри компании. Вы не можете получить доступ к этой важной части, просто законсервировав информацию. Вам понадобится организовать совместную работу.

Сейчас мы серьезно пересматриваем подходы к менеджменту знаний. Все идет к тому, что я бы назвал контент-сотрудничеством (content collaboration). Этот подход полностью противоположен привычной консервации знаний. Тем временем, электронная почта, перефразируя Марка Твена, сродни погоде. Все о ней говорят, но никто с ней не борется. А мы должны от нее избавиться.

Вместо того, чтобы ежедневно получать по 50 входящих писем по своему проекту, лучше бы иметь решение для совместной работы. Вы просто открываете проект и узнаете новости. Тут же, под рукой все сопутствующие документы. При необходимости можно создать подгруппу и обсудить какой-то конкретный, отдельный вопрос. Вы можете затеять соревнование, брейн-шторм, разработку новых идей для развития своего проекта. Вы можете совместно с коллегами написать статью для вики. И любым из этих событий вы можете поделиться с другими сотрудниками компании, с теми, кто должен быть в курсе.

Хороший пример – IDEO, вероятно, мировой лидер в области дизайна. В IDEO создали платформу, которая достигла уровня принятия и освоения в 96%. Все было реализовано абсолютно правильно. Компания разработала прекрасную платформу с превосходным интерфейсом, и люди сами начали на ней работать. Это редчайший, хрестоматийный случай, когда вы просто собираете решение, грамотно проводите внедрение, а люди приходят сами. Конечно, для этого нужно найти верный подход к внедрению.

Как-то раз я работал с одной очень крупной финансовой компанией. Мы разрабатывали стратегию внедрения инструментов для совместной работы. У нас никак не получалось встретиться с руководством и провести опросное интервью. Наконец, мы поняли, в чем причина. Руководители компании до 10 часов в день проводили на встречах и совещаниях. Только вдумайтесь, 80% совещаний носило чисто информационный характер! Вот вам и идея для убойного приложения, вот вам и Killer App для компании. Просто перейдя на платформу для совместной работы и избавившись от информационных совещаний, топ-менеджеры компании могли освободить 80% своего времени.

Пока что инструменты для совместной работы, изменяющие саму суть работы, находятся на совсем раннем этапе развития. Понятно, почему. Многие компании уже делали определенные попытки, которые завершились неудачей. К сожалению, они не стали тратить лишнее время и пытаться понять, что должна в себя включать хорошая стратегия внедрения.

Начинать нужно с группы молодых людей, которые легко примут и освоят новые технологии. Для данной группы пользователей это абсолютно естественно, как процесс дыхания. Вам необходимо понять требования к инструментам. Чаще всего бывает нужна небольшая кастомизация. Также вам понадобится разработать стратегию привлечения высшего руководства. Топ-менеджеры должны дать добро, поощрять использование новых инструментов и сами ими пользоваться. Тогда и остальные подключатся. Все это сопряжено с серьезными изменениями в корпоративной культуре. Будьте готовы к прохладной встрече или хуже того – насмешкам и враждебному отношению.

Как правило, в конфликт с происходящими изменениями вступают и личные интересы сотрудников. Например, люди, кровно заинтересованные в сохранении старых методов работы, те, что обычно доминирует в ходе личных встреч и получает от этого удовольствие. Они не хотят переходить на какую-то там другую платформу, где все будет строиться скорее на меритократических принципах, а личностные особенности в чем-то будут играть меньшую роль.

Вместе с тем, лед тронулся. Мы не вернемся к старым принципам работы. Я надеюсь, что уже через десять лет электронная почта станет всего лишь призраком в нашей памяти, а все мы будем пользоваться новыми инструментами для намного более эффективной совместной работы.

Источник: https://www.mckinseyquarterly.com/Organization/Strategic_Organization/Making_internal_collaboration_work_An_interview_with_Don_Tapscott_3052

Лучшие статьи по теме

Комментарии