Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Геймификация как лекарство от опозданий



Цифровые технологии дали бизнесу возможность опробовать и внедрять новые форматы организации труда: гибкие графики, удаленную работу, сокращенную рабочую неделю. Однако, даже несмотря на решительные технологические изменения и новые возможности, офисные будни в ближайшей перспективе никуда не денутся. А с ними остаются и классические проблемы офисной работы, такие как опоздания.  

В любой компании есть бизнес-процессы, которые требуют присутствия сотрудников на рабочем месте строго в определенное время. Клиентам не интересно, почему задержались операторы вашего колл-центра. Точно так же команда из десяти человек не будет в восторге от необходимости ждать одного сотрудника, постоянно опаздывающего на совещания. Он опоздает “всего” на 15 минут, а по сумме человеко-часов команда потеряет заметно больше.

Десять минут тут, пятнадцать минут там — и вот за месяц по компании набегают сотни “потерянных” часов. Плохо? Очень, но как с этим бороться? Штрафы, грозные приказы и распоряжения — палка о двух концах. Дисциплина повысится, хотя бы на какое-то время, а вот на мотивации наказания скажутся не лучшим образом. Повысить дисциплину, не прибегая к репрессиям, — крайне заманчивая возможность. И вполне доступная, благо современные методы взаимодействия с сотрудниками давно не ограничиваются наказаниями, а технологии позволяют решать даже сложные вопросы нерепрессивными методами.

О том, как геймификация позволяет бороться с опозданиями у нас и за рубежом, рассказывает сооснователь и директор по развитию проекта "Пряники" Евгения Любко.

Опоздания — распространенная проблема, а разбираться с ней не так уж и легко. Но, как показывает практика, буквально к любой задаче, связанной с мотивацией, можно подойти с юмором.

Компания "Ticketland.ru", московский оператор билетных касс, использует наш продукт “Пряники” — корпоративную соцсеть с игровыми механиками. Для борьбы с опозданиями в "Ticketland.ru" решили использовать популярную игровую механику — бейджи. Бейджи — это такие виртуальные медали, которыми награждают или “антинаграждают” сотрудников. В нашем случае речь идет как раз об “антинаградах”.

В компании придумали специальный бейдж под названием “Улитка”. Корпоративная политика предполагает очень строгий учет времени прихода и ухода сотрудников, а главное — сроков опоздания. Если сотрудник опаздывает на работу, в интерфейсе внутренней социальной сети ему торжественно выдается “антинаграда” — тот самый бейдж “Улитка”.

Бейдж виден всем внутри компании: и коллегам, и руководителям. Чисто по-человечески коллеги могут пошутить по этому поводу, немного потроллить. Понятно, что человеку по-своему стыдно, неприятно, что он “улитка”. “Улитку” видит и непосредственный руководитель и руководители других подразделений в компании. В итоге никому не хочется быть “улиткой”, хотя напрямую никаких негативных последствий такой бейдж за собой не влечет. Когда человек набирает пять“Улиток”, то есть пять опозданий, он получает “Суперулитку”, а значит, он совсем не молодец.

Люди активно прикалывались друг над другом по поводу “Улиток”, и хотя на первый взгляд это была всего лишь тема для шуток, сотрудники старались избавляться от таких наград. А избавиться от “Улитки” можно было только если за всю следующую неделю не опоздать вообще ни одного раза.

За первые три месяца “Улитки” показали очень хороший результат: общее время опозданий по компании снизилось почти в три раза. Спустя год с момента запуска программы суммарный объем опозданий уменьшился, кажется, примерно в 10 раз. Люди стали реально следить, во сколько они появляются на рабочем месте.

Обладатели “Улиток” создали закрытую группу в корпоративной соцсети, свой особый “улиточный клуб”. Они рассказывали друг другу, за что получили “награду” и в шутливой форме обсуждали, как им жить дальше. В компании даже появились свои мемы:  «Собери 15 “Улиток” и получи приватную беседу с директором по персоналу; собери 25 “Улиток” и получи разговор с генеральным директором; 30 “Улиток” — и Добби свободен!».

Механизм работал за счет своей публичности. Все в компании видели бейдж-“Улитку” опоздавшего и это становилось поводом для здорового троллинга, приколов в игровой форме. С одной стороны, вроде бы ничего серьезного и по-настоящему обидного, а с другой — как-то неудобно быть “коллекционером улиток”. Люди, безусловно, начали старательно избегать подобных “призов”.

Опоздания наносят заметный ущерб даже сравнительно небольшим компаниям, а о гигантских организациях и говорить нечего. Там убытки могут исчисляться совершенно фантастическими суммами.

Есть довольно известная история, как в одном из офисов “Boeing” долго пытались бороться с опозданиями традиционными методами. Вводили штрафы и устрашающие правила, но политика кнута толком не работала. Раз ничего не выходит, решили пойти другим путем и стимулировать правильное поведение.

Придумали и организовали лотерею с очень простыми правилами: тот, кто приходит на работу до момента начала рабочего дня (условно говоря, в девять часов утра) получает в этот день один лотерейный билет. Если человек опаздывает, лотерейного билета он элементарно не получает. В конце каждого месяца разыгрывались ценные призы среди сотрудников. Чем больше билетов на руках у одного человека, тем выше шанс получить приз.

С помощью такого несложного механизма удалось в короткие сроки снизить количество опозданий на 70%. Вроде бы никакой негативной обратной связи, просто шансы часто опаздывающего человека на выигрыш в лотерее были значительно ниже, чем у пунктуальных коллег. И такого непрямого стимулирования оказалось достаточно, чтобы приучить людей приходить на работу вовремя.

Текст: Антон Борняков
Изображение: Randy Robertson, Flickr.com, CC BY 2.0

 

Лучшие статьи по теме

Комментарии