Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Как не попасть в «токсичную» компанию?






Человек, в отчаянии ищущий работу, может быть рад любому предложению. Но все компании разные и у каждой своя, далеко не всегда дружелюбная и приятная, культура. Иногда с первого взгляда трудно понять, что именно эта организация — не лучшее место для работы.

Как оценить «токсичность»? Опросы сотрудников и руководителей организаций в различных отраслях экономики позволили выяснить одну любопытную деталь. Рабочая атмосфера становится «токсичной», если в ней ярко выражен хотя бы один из перечисленных ниже факторов.


1. Неэффективные политики и процедуры
Не стоит идти в компанию, где нет устоявшихся политик и процедур, они плохо задокументированы или банально не исполняются.

В некоторых случаях проблема заключается не в нарушении корпоративной субординации, а в испорченных коммуникациях. Отделы взаимодействуют друг с другом лишь периодически и не делятся информацией в полном объеме.

А бывает так, что в компании просто нет стандартных рабочих процедур. Это распространенная проблема молодых организаций и стартапов, где корпоративные правила только разрабатываются. Хотя и вполне взрослую, давно существующую компанию может поразить подобный недуг. Процедуры перестают работать, когда они настолько устарели, что их невозможно применять на практике.

Наконец, последний случай — намеренный обход существующих правил и процедур. Правила есть, но им никто не следует.

Здесь «токсичность» выглядит как коктейль из хаотических действий, некомпетентности и общей атмосферы анархии. Работа как-то делается, но никто точно не знает, как именно. В данном случае кандидату стоит поподробнее узнать о предполагаемых обязанностях: какие задания потребуется выполнять и какими методами это необходимо делать — с точки зрения компании.


2. Неэффективные сотрудники
В случае с токсичными компаниями «неэффективный сотрудник» — не расхожий ярлык, а определение, реально описывающее ситуацию. Под неэффективностью понимается набор привычек и моделей поведения, которые не дают отдельным людям и целым командам функционировать как положено. Неэффективные сотрудники склонны винить в своих неудачах окружающих и оправдываться, редко принимая ответственность за свои поступки.

Они утаивают или искажают информацию и коммуницируют через посредников, избегая прямых контактов. Они считают, что им все должны: ожидают повышений и прибавки к зарплате даже при явно недостаточной и нестабильной продуктивности. Они отлично умеют разжигать конфликты и создавать напряженность на рабочем месте.

Неэффективные сотрудники — источник дополнительной нагрузки для коллег и подчиненных. Их часто приходится «спасать», потому что они не доделали свою работу или сделали ее настолько плохо, что необходимо начинать с нуля.

Кандидату необходимо приложить максимум усилий, чтобы оценить атмосферу в коллективе. Стоит побольше узнать про потенциальную команду — ее численность, привычки и правила, объемы работы и прочее.


3. «Токсичные» лидеры
«Токсичные» лидеры могут обладать самыми разными чертами характера, но у них есть один общий порок. Технически «токсичный» руководитель может быть вполне компетентен, однако в первую очередь он концентрируется на достижении собственных целей и делает все возможное для их достижения.

Он манипулирует членами команды (используя стыд и гнев), присваивает чужие заслуги и практически никогда не берет на себя ответственность, если что-то идет не так.

Вычислить «токсичного» руководителя сложно. С ним можно столкнуться на любом уровне, включая уровень линейных руководителей. Независимо от своего положения, он способен превратить жизнь подчиненного в ад. Постарайтесь найти бывших сотрудников организации и узнайте, кого в ней стоит остерегаться.


Будьте бдительны!
Обращайте внимание на тревожные признаки. Задавайте конкретные вопросы про корпоративную культуру, ожидания, нагрузку. Если получится, поговорите с действующими сотрудниками, чтобы составить полноценную картину о потенциальной работе. Какой была текучесть кадров за последние несколько лет? Как часто подавались иски против компании? Что о ней говорят клиенты?

Не забывайте о последствиях пребывания в «токсичном» окружении. Работа в таком месте ведет к проблемам со здоровьем (бессонница, повышенное давление), эмоциональным расстройствам (депрессия, тревожность), трудностям в повседневном общении (раздражительность, отстраненность). Даже если вам очень нужна новая должность, таких жертв она на стоит. Не нужно торопиться. Если вы трудоустроены, ищите подходящее место, тщательно оценивая каждое предложение.

И не забывайте о взгляде со стороны, обратной связи от людей, не охваченных стремлением получить привлекательную для вас должность. Ваши родственники и друзья могут помочь вам с объективной оценкой поступающих предложений. Не отказывайтесь от их помощи!

Источник: http://www.fastcompany.com/3052385/know-it-all/the-three-key-ingredients-of-toxic-workplaces

Лучшие статьи по теме

Комментарии