Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

McKinsey: компании продолжат инвестировать в цифровые технологии




Использование цифровых технологий становится распространенной практикой или, по крайней мере, популярным намерением. Исследование McKinsey показывает, что топ-менеджмент связывает переход их компаний на цифровые технологии с большими ожиданиями. Однако текущие результаты однозначны: на данный момент это скорее цель, а не данность.

Проблемы масштабирования остаются в числе основных вызовов, как и в прошлые годы. Сравнительно небольшое количество из опрошенных 987 руководителей (в разных странах мира)  заявило, что бизнес-процессы компаний можно назвать «скорее цифровыми, чем нет» или что бизнес уже получает значительную часть потенциальной бизнес-выгоды от внедрения новых технологий.

Основным препятствием для реализации преимуществ и выгод можно назвать недостаток квалифицированных специалистов и руководителей. Именно этот пункт возглавил список ключевых проблем и вызовов. Компании, показывающие лучшие результаты в плане перехода на цифровые технологии, имеют более насыщенную и активную программу внедрения новинок, более эффективны в привлечении и удержании специалистов в сфере digital, склонны к большему риску в рамках проектов, быстрее их внедряют и оперативнее переключают внутренние ресурсы, включая лучших специалистов, на работу с «цифрой».

Большие надежды и поддержка цифровых технологий
Топ-менеджмент все так же возлагает большие надежды на влияние цифровых технологий, связывая с ним будущий рост компании (см. Иллюстрацию 1). 71% опрошенных ожидает, что в течение ближайших трех лет им удастся увеличить выручку. Заметная доля респондентов надеется на рост рентабельности. Стоят отдельного упоминания планы по увеличению инвестиций в цифровые проекты. При этом участники опроса ожидают и увеличения возврата со вложенных средств.



В свою очередь вовлеченность топ-менеджмента в цифровые проекты только растет. Почти половина участников опроса заявила, что CEO лично поддерживает корпоративные проекты в сфере цифровых технологий (Иллюстрация 2). В 2012 году показатель равнялся лишь 23%. Именно CEO чаще всего называют в качестве лидеров внутренних программ перехода на цифровые бизнес-процессы. А вот участие советов директоров в подобной деятельности остается низким. Только 17% опрошенных отнесли этот орган к числу активных сторонников преобразований.



«Цифра» меняет корпоративный курс
На фоне серьезных ожиданий и роста вовлеченности руководителей, а также под воздействием цифровых технологий и трендов, меняются ключевые методы ведения бизнеса. Когда поднимается вопрос о встраивании цифровых инструментов в общий контекст деятельности компании, почти две трети руководителей говорят о полной интеграции цифровых процессов в существующую бизнес-модель.

На вопрос о стратегических целях цифровой трансформации большинство руководителей указывает на желание скорее усилить существующий бизнес, нежели стимулировать рост за счет новых направлений и видов бизнеса, способов извлечения прибыли или освоения новых регионов. Так что по сравнению с 2014 годом общая картина не изменилась.

А вот реализация стратегических целей на уровне конкретных видов деятельности со временем менялась довольно сильно. И если цифровое взаимодействие и вовлечение клиентов ставят на первое место четвертый год подряд, то автоматизация и совершенствование бизнес-процессов заметно укрепили свои позиции именно в 2015 году. Респонденты ставят автоматизацию на третье место, сразу после цифровых инноваций в сфере товаров и услуг, бизнес-моделей и операционных моделей. Приоритетные направления различаются от отрасли к отрасли, отражая основной источник выгод для каждого сектора: в медицине это Big Data, а в производстве это автоматизация.



Многие компании адаптируют свои стратегии в соответствии с возникающими цифровыми трендами. Респонденты заявляют о большом количестве изменений за последние три года. На уровне подразделений компании изменения связаны в основном с обслуживанием клиентов и некоторыми ключевыми аспектами в составе операционной модели. Свыше половины участников опроса указали, что в ответ на развитие цифровых технологий их компании адаптировали свои продукты, услуги и точки взаимодействия для лучшего соответствия потребностям клиентов.

Трудности на пути к получению выгод и преимуществ
Итоги исследования демонстрируют, что, несмотря на проводимые стратегические изменения, многим компаниям предстоит проделать немалую работу для получения ожидаемых выгод и преимуществ в полном объеме. Менее одной трети опрошенных заявляют, что большая часть или вообще все виды бизнес-деятельности компании относятся к цифровой сфере по своей природе. При этом почти половина респондентов оценивают уровень реализации потенциальной выгоды от цифровых технологий в объеме не более 20% от возможного.

На вопрос о конкретных препятствиях в получении выгод руководители приводят целый список проблем, отражающих сложность внедрения проектов в сфере цифровых технологий. Недостаток руководителей и специалистов для цифровых проектов - возглавляет список, сразу за ним - недостаток понимания, как цифровые тренды влияют на конкурентоспособность отрасли и компании. Далее идут: невозможность поддерживать более высокий темп работы, характерный для цифровых технологий, и  неспособность воспринять исследовательский образ мышления, обязательный для использования лучших практик в этой сфере (Иллюстрация 4).

Другие вызовы, из области стратегии и управления, такие как разнонаправленные или конкурирующие интересы цифровых проектов и традиционного бизнеса, не сильно отстают от перечисленных вариантов.



Кадровая проблема относится к числу наиболее серьезных, системных. В 2013 и 2014 годах респонденты тоже упоминали ее как основную. Как и в прошлом году, в качестве областей, испытывающих особо острый кадровый голод, указывались сферы аналитики и работы с данными, а также мобильной разработки. На третьем месте в этом году оказалось создание интерфейсов (данный пункт впервые вошел в опрос).

Источник

Лучшие статьи по теме

Комментарии