Говорим о работе, делимся советами, разбираем ошибки

Будущее корпоративных порталов в мире Digital Workplace


Есть такое мнение, что мы медленно, но уверенно движемся в эру Digital Workplace. Если это действительно так, что будет с корпоративными порталами? Сразу оговоримся, речь идет не о следующем поколении программного обеспечения, а о самих сайтах. Неважно, на чем они работают: на индустриальных платформах, на открытом ПО или на HTML 5. Точки зрения по этому поводу бывают разные. Сегодня мы знакомим вас с точкой зрения Джеда Которна – специалиста в области стратегий и систем управления контентом, постоянного автора CMSwire.com.

Портал как единая точка входа

Словари подсказывают нам, что «портал» это не что иное как «проход, вход, ворота» и так далее.

В старых, традиционных вариантах корпоративный портал был точкой доступа в интранет. Как минимум, именно в этом было его базовое предназначение. Тем не менее, идея единого горизонтального портала как точки доступа ко всей информации и полному набору инструментов никогда так и не была реализована в полной мере. Отчасти из-за несоответствия реального пользовательского опыта ожиданиям самих пользователей, отчасти из-за завышенных обещаний вендоров.

Так было во многих организациях, где проектируемый единый портал в итоге рассыпался на множество вертикальных порталов. Появлялся отдельный HR-портал, где можно было получить всю кадровую информацию и найти все профильные инструменты. Появлялся отдельный портал, посвященный бизнес-процессам. Наконец, в том или ином виде возникал самостоятельный портал для совместной работы. В некоторых случаях даже поисковая система превращалась в некую независимую единицу.

Немногим организациям удавалось реализовать первоначальную концепцию и заставить единый портал работать, но и платить за это приходилось очень дорого. С другой стороны, менее амбициозные проекты, как правило, оборачивались лишь частичным успехом. При этом нельзя было сказать, что во всех неудачах были виноваты технологии. Проблемы управления и владения, повседневные трудности чисто операционного характера так или иначе вставали на пути к «единому порталу, что будет править всеми».

Не то чтобы технологических проблем не было совсем - их было более чем достаточно! Все крупные пакеты ПО для корпоративных порталов, по сути, платформы для разработки, с помощью которых каждый разрабатывает свое индивидуальное «портальное приложение». А раз так, они требуют определенных вложений, как финансовых, так и в виде дополнительного времени и ресурсов.

Корпоративные интранет-порталы в реальности никогда на 100% не соответствовали рекламным обещаниям. Даже в старые добрые времена. Есть ли вероятность, что теперь они будут работать на нас как надо? Теперь, когда мы стоим на пороге дивного нового мира, где интранет будет лишь одной из составляющих Digital Workplace?

Одна точка входа или много?


Дом с одним-единственным входом – явление редкое. Даже в средние века очень редко строили замки с одними воротами. Все больше и больше компаний задумывается об организации Digital Workplace. Многие организации воплощают на практике концепцию SoLoMo (Social, Local, Mobile - социальный, локальный, мобильный) для своих сотрудников. Вероятно, именно сейчас нам стоит приступить к пересмотру ролей горизонтальных корпоративных порталов и специализированных вертикальных интранет-порталов.

Выбранное вами ПО для корпортала может обеспечивать мультиязычность и это будет «локальная» составляющая SoLoMo. У него может быть интерфейс (или даже несколько), оптимизированный под мобильные устройства, и в этом будет его «мобильность». Интеграция с различными инструментами для социальной совместной работы воплотит собой «социальность». Допустим, один набор инструментов может обеспечить множественные точки входа, оптимизированные под разные устройства. Вопрос в другом: будут ли такие условия взаимодействия с системой оптимальными для пользователей или все это будут сплошные компромиссы и полумеры?

Можно смело предположить, что принадлежность вашей компании к определенной отрасли, корпоративная структура и демографический состав сотрудников будут иметь влияние на бизнес-требования. Допустим, вам не нужно давать универсальный доступ ко всем функциям портала на базе Blackberry каждому сотруднику. В этом случае вы можете решать, какие инструменты и информацию стоит сделать доступными через «мобильный шлюз», а какие через «десктоп-шлюз».

Определенную роль здесь будут играть вопросы безопасности. Сама природа данных и отраслевая специфика компании могут подразумевать, что доступ к «десктоп-шлюзу» возможен только с корпоративной машины через VPN-клиент или с любого компьютера, где есть веб-браузер, через SSL VPN.

Какие инструменты вы добавили бы в Digital Workplace в этом случае? Насколько здесь необходима единая среда, которая помогает "добраться" до нужного инструмента и нужной информации? Информационные интранет-сайты, HR-инструменты и контент, сайты проектных команд, корпоративные социальные платформы, системы управления документами, CRM, ERP, специализированные приложения - в старые добрые времена корпоративный портал строился так, чтобы собрать воедино ссылки на все эти разрозненные инструменты и ресурсы. Портал пытался как-то их сгруппировать и распределить по категориям. Нужно ли и разумно ли делать то же самое для Digital Workplace?

Порталы: светлое будущее или забвение?

Технологии не стоят на месте. HTML5, JSON, RESTful API – список модных слов и аббревиатур можно продолжать бесконечно. Развитие технологий достигло такого уровня, когда становится проще построить легкий портал (на уровне «презентационного слоя» компании), который будет объединять различные рабочие инструменты и собирать воедино всю необходимую информацию для каждого отдельного пользователя. Он же будет обеспечивать необходимую навигацию для и доступа к нужным инструментам.

Многие вендоры социального ПО скажут вам, что их социальная платформа с успехом будет выполнять традиционную роль портала, поскольку способна предоставить каждому пользователю персонализированную «домашнюю страницу», интегрированную с другими функциями и ресурсами Digital Workplace. Это может оказаться правдой, а может и нет. Традиционный корпоративный портал может по-разному вписываться в пространство Digital Workplace. В конечном итоге все зависит исключительно от потребностей вашего бизнеса, ожиданий сотрудников компании и особенностей корпоративной культуры.

Источник: http://www.cmswire.com/cms/social-business/whats-next-for-the-enterprise-portal-020764.php

Лучшие статьи по теме

Комментарии